На пасхальной неделе в Киеве в галерее «Соборная» прошел премьерный показ фильма «Пасха», снятого творческим объединением «Собор Воскресения Христова». Лента рассказывает об истории и современности праздника. Мы публикуем рецензию на телефильм Андрея Десницкого — старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, консультанта Института перевода Библии. Фильм создан силами Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ; режиссер - Елена Каретник, снявшая более 60 документальных фильмов, продюсер - протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь Предстоятеля Украинской Православной Церкви, глава СИПО УПЦ. Премьера фильма «Пасха» состоялась на центральном телеканале Украины. Уже сегодня на YouTube доступен трейлер нового исследовательского фильма.
Каждый год накануне Пасхи редакторы христианских журналов и сайтов мучаются вопросом: какие материалы публиковать к празднику? Главный смысл праздника, ход богослужения и народные обычаи, посвященные Воскресению картины, книги и стихи – все это давным-давно рассказано и описано в мельчайших подробностях, и даже официальная хроника празднования не спасает, потому что очень мало меняется год от года. Повторов не хочется, новых материалов практически нет, но и промолчать нельзя – что остается делать?
Создатели фильма «Пасха» (автор сценария и режиссер Елена Каретник, продюсер прот. Георгий Коваленко) нашли свой вариант к празднику 2011 года, и он оказался вполне успешным. А что, если собрать всё воедино и рассказать людям о том, как появился этот праздник в древности, как отмечают его сегодня, какое значение ему придают христиане всех конфессий, а какое – иудеи? Но рассказать не так, как это часто делают создатели документальных фильмов, в виде лекции для не слишком радивых студентов, а живо и непосредственно, как беседуют с гостем, приглашая его в свой дом на праздник разделить общую радость…
Именно таким и получился этот фильм. Зрителю не просто объясняют нравоучительным тоном, какое событие отмечают в этот день иудеи, а какое – христиане, и как именно они его отмечают. Их приглашают в дом еврейского раввина и православного священника, показывают, что именно происходит за праздничным столом, разъясняют смысл маленьких, но таких приметных деталей… Я, например, никогда прежде не задумывался, сколько, оказывается, общего можно найти в таких мелочах: например, не только мясо и вино, но и яйца – обязательное блюдо за пасхальной трапезой и в том, и в другом доме. Вот только евреи их не красят.
Конечно же, рассказ об этих вещах невозможен без разговора о самом главном: о смысле праздника, как его понимают в двух религиозных традициях, о тех событиях, которые вспоминают люди в эту ночь: Исход израильского народа из Египта и воскресение Иисуса Христа. Но и здесь мы находим много общего: в том и другом случае речь идет об освобождении избранного Божьего народа от рабства. Только при Моисее расторгнуто было временное рабство в стране фараонов, а при Понтийском Пилате уже всё человечество, а не только потомки Авраама, Исаака и Иакова, получили возможность сбросить с себя иго греха и смерти. Разный масштаб событий, но одна и та же суть, оба они суть ступени лестницы, возводящей человечество к Царствию Небесному.
Мы привычно повторяем церковные песнопения и догматические формулировки, мы всё уже точно знаем про Пасху. Но мы порой утрачиваем чувство реального и непосредственного присутствия. Да, христиане причащаются в Великий Четверг и помнят, что так они принимают участие в Тайной Вечери – но какой была сама эта Вечеря? Она проходила не в церкви среди икон и свечей, а в простом иерусалимском доме, и была куда больше похожа на еврейский пасхальный седер, чем на нашу сегодняшнюю литургию. И потому, отправляясь «в гости к евреям», мы тем самым возвращаемся в круг апостолов и их Учителя. Конечно, есть немало отличий между тем, как отмечали праздник они, и тем, как это делают сегодняшние иудеи, но много и совпадений. И внимание к этим деталям для нас – не просто этнографический интерес, но попытка проникнуть в живую ткань евангельской истории, увидеть не только иконописные лики, но и Людей, собравшихся за праздничным столом.
Особо отмечу, что в рассказе о Тайной Вечери отменно выдержана степень исторической достоверности. Торопливые журналисты обычно спешат нас уверить, что уж они-то точно знают, как оно было на самом деле, и теперь откроют нам глаза. Создатели фильма очень деликатно и вместе с тем точно описали, что мы действительно знаем о Тайной Вечери, а о чем можем только догадываться. Например, не упомянуто ни в одном Евангелии главное пасхальное блюдо – печеный барашек. Видимо, это сделано потому, что Христос созвал своих учеников на трапезу еще прежде официального празднества, когда барашков еще не резали – да, в конце концов, это Он и был подлинным Агнцем той Вечери, это Свою Плоть и Кровь под видом хлеба и вина преподал Он ученикам… Но споры о деталях идут и по сию пору. Мы знаем из Евангелия только самое главное, то, что необходимо – а не всё, о чем расспрашивают любопытные.
А вот в рассказе о благодатном огне Великой Субботы, представляется мне, создатели фильма немного увлеклись и сказали чуть больше, чем следовало. Да, они прекрасно передали атмосферу храма и ожидания праздника, ликование молодых арабов и трепет более взрослых паломников из наших стран… Но увязывать вот так, напрямую, благодатный огонь с главным в христианстве, с верой в Воскресение Христово, настаивать на его чудесной природе все же не стоило. Слишком пререкаемо это знамение само по себе, слишком многие наши современники не готовы его принять – да и не обязательно, в конце концов, ведь сверхъестественная природа этого огня никогда не была догматом веры, в отличие от Воскресения.
Есть у меня и некоторые другие поправки к фильму, довольно незначительные. Некоторые вещи я бы чуть иначе сформулировал, некоторые сюжетные ходы подал бы чуть более ярко и последовательно. Но со стороны легко критиковать, а фильм, несомненно, получился очень хорошим и полезным. Настоящий подарок к Пасхе.
Может быть, главный вывод, который сделает зритель, посмотрев его, будет заключаться в том, что не обязательно отправляться в дальние края и прикасаться к древним святыням, чтобы ощутить чудо Пасхи в своем сердце. Об этом чуде как о главном в своей жизни говорят разные люди в этом фильме: иудеи и христиане разных конфессий, граждане разных стран и носители разных языков, священнослужители, философы, простые паломники… Переживание праздника – глубоко личное чувство, но есть то, что нас объединяет… и Тот, Кто нас объединяет, и Он воскрес, смертию смерть поправ, и это уже навсегда. Фильм помогает нам заново услышать эту весть и передать ее другим людям. Спасибо тем, кто его создал!
источник:
http://sobor.in.ua/node/1425