Страницы: 1, 2, 3 След.
Автор |
Сообщение |
Татьяна хв
Стаж: 13 лет
Сообщений: 63
|
Сборник программ для воскресных школ. Автор: Захарова Л.А. Издатель: воскресная школа «Вертоград» храма Архангела Михаила, Пущино Тип файлов: pdf, word, jpg Формат оригинала: А4 Дополнительная информация: Какие-то из программ даны в старом варианте, какие-то – в новой редакции от 2011 года. 22.11 2018г. торрент обновлен! В данной раздаче собраны все программы курса "Вертоград". В раздаче https://pravtor.ru/viewtopic.php?t=7575 файлы даны в формате jpeg, В этой раздаче они даны в формате word и pdf. Так лучше выводить на печать. Если вы уже скачали предыдущий вариант торрента, то можете не скачивать снова те же файлы. Просто переименуйте свою папку «Программы для воскресной школы Продолжение» на «Программы для воскресной школы Комплект» и пересчитайте хэш. Изменения Изменения в раздаче: 1. Папка «Программы для воскресной школы Продолжение» переименована на «Программы для воскресной школы Комплект». 2. С целью не разрывать программу на части были добавлены недостающие тетради курса «Вертоград»: а) В папке «Ветхий Завет»: Ветхий Завет Тесты Ветхий Завет Конспект учителя .doc Ветхий Завет Конспект учителя .pdf Ветхий Завет Рабочая тетрадь.pdf Ветхий Завет Учебный план.doc б) В папке Новый Завет – 1: Новый Завет-1 Тесты Новый Завет-1 Конспект учителя.doc Новый Завет-1 Конспект учителя.pdf Новый Завет-1 Рабочая тетрадь.pdf Новый Завет-1 Учебный план.doc в) В папке «Новый Завет – 2»: Новый Завет-2 Тесты Новый Завет-2 Конспект учителя.doc Новый Завет-2 Конспект учителя.pdf Новый Завет-2 Рабочая тетрадь.pdf Новый Завет-2 Учебный план.doc г) В папке «Храмоведение»: Храмоведение Конспект учителя .doc Храмоведение Конспект учителя .pdf Храмоведение Рабочая тетрадь.pdf Храмоведение Учебный план.doc д) В папке "Библиография": Богослужение автор источники.doc Ветхий Завет автор источники.doc Иконостас автор источники.doc История Христианской Церкви автор источники.doc Катехизис автор источники.doc Новый Завет автор источники.doc Храмоведение Автор Библиография.doc Церковнославянский язык автор источники.doc 2. В ранее имеющуюся раздачу были добавлены следующие файлы: а) В папке «Богослужение Православной Церкви» добавлена папка «Новая редакция» со следующими файлами: 1. Литургия Рабочая тетрадь.pdf 2. Литургия Рабочая тетрадь.docx 3. Литургия Конспект учителя.pdf 4. Литургия Конспект учителя.docx 5. Всенощное бдение Рабочая тетрадь.pdf 6. Всенощное бдение Рабочая тетрадь.docx 7. Всенощное бдение Конспект учителя.pdf 8. Всенощное бдение Конспект учителя.docx Старая редакция программы также оставлена. б) В папке «Церковнославянский язык Имяслов» были заменены образцы методички и тестов на полные тетради: 1. Церковнославянский язык Имяслов Конспект учителя.docx 2. Церковнославянский язык Имяслов Конспект учителя.pdf 3. Церковнославянский язык Имяслов Тетрадь ученика.docx 4. Церковнославянский язык Имяслов Тетрадь ученика.pdf в) в папке "Православный иконостас" добавлено "Лото Иконостас" - наша наработка на основании курса Список программ 1. БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Программа курса Учебный план Часть 1. Литургия 1. Из чего складывается наш молитвенный труд? 2. Ветхозаветное Богослужение как основа для христианского Богослужения 3. Суточный круг Богослужения. Часы 4. Престол. Жертвенник. Литургические принадлежности 5. Литургия. Проскомидия. 6. Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146. 7. Единородный Сыне. Блаженны. 8. Литургия оглашенных. Малый вход. Тропари и кондаки. Трисвятое. 9. Литургия оглашенных. Чтение Апостола и Евангелия. Ектении сугубая, заупокойная, об оглашенных. 10. Литургия верных. Великий вход. Херувимская. Ектения просительная. 11. Литургия верных. Символ веры. Евхаристический канон 12. Литургия верных. Первое и Последнее явление Святых Даров. Причащение мирян. Благодарение и отпуст. 13. Литургия. Повторение. 14. Седмичный круг Богослужения. 15. Годовой круг Богослужения. Богослужебные цвета. Часть 2. Всенощное бдение 1. Вечерня. Предначинательный псалом 103. 2. Вечерня. Великая ектения. Блажен муж 3. Вечерня. Господи, воззвах. 4. Вечерня. Вечерний вход. Свете тихий. 5. Утреня. Шестопсалмие. Кафизмы 6. Утреня. Полиелей. Степенны 7. Утреня. 50 псалом. Канон 8. Утреня. Великое славословие 9. Осмогласие. Земные ступени. Глас 1,2 10. Осмогласие. Земные ступени. Глас 3, 4 11. Осмогласие. Небесные ступени. Глас 5, 6 12. Осмогласие. Небесные ступени. Глас 7, 8 2. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ. Программа курса 1. Книга Деяний. Обращение Савла. 2. Чудеса, совершенные Петром. 3. Начало крещения язычников. Апостольский Собор в Иерусалиме. 4. 1 Миссионерское путешествие Павла. 5. 2 Миссионерское путешествие Павла. 6. 3 Миссионерское путешествие Павла. 7. Павел в Риме. 8. Апостольские Послания. Соборные послание Иакова, Петра, Иоанна. 9. Послания апостола Павла. Павел о любви в 1Кор 13:1-7 О пастырских посланиях. Настав-ления мужам и женам. 10. Откровение Иоанна. «Се, стою у двери и стучу...» «Новое небо и новая земля». 11. Успение Божией Матери. 12. Всеобщее гонение на христиан. Нерон, Диоклетиан. Разрушение Иерусалима. 13. Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий. 14. Новые враги христианства. Юлиан Отступник. 15. 1 Вселенский Собор. Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский. 16. 2 Вселенский Собор. Григорий Богослов. Василий Великий. 17. Христианская Церковь в 4 веке. Иоанн Златоуст. 18. Церковь в 7 веке. Страдания от Хозроя. Магометане. 19. Иконоборчество. 7 Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин. 20. Просвещение славян. Святые Кирилл и Мефодий. 21. Крещение Руси. 22. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона. 23. Мученики в Орде. Михаил и Феодор Черниговские. Роман Рязанский. 24. Преподобный Андрей Рублев. 25. История иконы. Иконография Спасителя. 26. Рассказ о своем святом. Самостоятельная работа. К этому курсу подходят учащиеся в возрасте 12-13 лет. Это уже не младшие школьники, безоговорочно доверяющие всей информации от родителей и учителей, многое из узнаваемого они подвергают сомнению. Насколько правдиво все то, что написано в Евангелии? Лучшим доказательством истинности новозаветных событий является их продолжение во времени, не прекращающееся и по сей день. Как говорил мудрый учитель апостола Павла Гамалиил, «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить» (Деян. 5:38,39). История распространения христианства явилась великолепным доказательством того, что «это предприятие было не от человеков, но от Самого Бога». Вот почему, на наш взгляд, необходимо продолжение новозаветной истории курсом церковной истории. И особенно необходимо именно в этом возрасте переоценки всего услышанного когда-то. Первый урок этого курса мы посвящаем знакомству с книгой «Деяний Апостольских», говорим об ее авторе, о содержании. Надо сказать, что в конце предыдущего курса Новозаветной истории мы уже обращались к этой книге, когда читали о событиях Пятидесятницы, жизни первых христиан и первых гонениях от иудеев (мученичестве перводиакона Стефана). Курс этого года начинается с истории обращения Савла - будущего первоверховного апостола. В семь уроков, посвященных «деяниям апостольских» выбраны основные моменты: Апостольский Собор в Иерусалиме, Миссионерские путешествия Павла. Основная задача курса совпадает с главной целью самой книги Деяний - нарисовать картину, «как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно предсказанию Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в Малой Азии и южной Европе». Апостольские послания конечно сложны для восприятия 12-13-летними школьниками, но совсем исключить их из курса мы посчитали невозможным. Один урок мы посвящаем самому понятию «послания апостольские» и соборным посланиям, и один урок - посланиям Павловым. Рабочие Листы этих двух уроков представляют собой оформленные в виде свитков бланки с пустыми строчками и ссылками на отрывок, который мы предлагаем законспектировать. Важно, чтобы эти цитаты были небольшие, но запоминающиеся. Апостольскими посланиями заканчивается непосредственное знакомство со Священным Писанием, дальнейшие уроки истории христианства позволят учащимся прикоснуться к богатейшей сокровищнице Церковного Предания. Это опять же актуально в наше нелегкое время, когда многочисленные протестантские конфессии, провозглашая принцип «Только Писание» и неизбежно создавая при этом свое предание, обвиняют православных в отрыве от Библии. На наш взгляд, подросткам следует быть готовым к тому, что какой-нибудь проповедник пожелает посеять сомнение в их юных душах заявлением о том, что, допустим, сведений об успении Божьей Матери в Библии нет. Этот вопрос не смутит их, если они будут знать, что жизнь Церкви, основанной Господом нашим Иисусом Христом, не ограничена рамками Библии, хотя, несомненно, продолжается строго в духе Священного Писания и отсекает от себя все, несоответствующее этому духу. Понятия «Писание» и «Предание» уже рассматривались в начале курса Нового Завета, и учащиеся знают, что основания для двунадесятых богородичных праздников Церковь находит в Священном Предании. Курс Церковной истории расширяет знакомство с Преданием. Несколько уроков посвящено истории гонений, жития святых мучеников - тоже часть Церковного Предания. Следующий большой пласт Предания - история Вселенских Соборов. Мы посчитали бессмысленным давать 12-13-летним детям для запоминания даты Соборов и догматические вопросы, обсуждаемые на них. Мы обозначаем общую причину созыва Соборов - появление у Церкви внутренних врагов - еретиков, сменивших врагов внешних - язычников. А разговор о каждом конкретном Соборе решили связать с наиболее яркой личностью участника Собора. I Вселенский Собор - это знакомство со святителями Николаем Мирликийским и Спиридоном Тримифунтским; II Вселенский Собор - Григорием Богословом и Василием Великим, VII Вселенский Собор – Иоанном Дамаскиным. Рабочие Листы этих уроков представляют собой краткие конспекты жития этих основоположников христианского вероучения, поделенные на абзацы. Учащимся предлагается озаглавить каждый абзац и таким образом выделить основные моменты жизни святого. Пять уроков посвящены истории Русской Церкви. Неотъемлемыми являются темы «Просвещение славян святыми Кириллом и Мефодием», «Крещение Руси». Помимо них нами включены в курс: одна тема, знакомящая старшеклассником с памятником древнерусской письменности - «Словом о Законе и благодати митрополита Илариона», одна тема, по-священная иконописи Андрея Рублева и одна тема, посвященная нашим соотечественникам, пострадавшим за веру в Орде. Последний урок Церковной истории посвящен христианскому искусству - истории иконы. В завершении курса мы предлагаем учащимся написать рассказ о своем святом покровителе, обратить внимание на то, в какой момент церковной истории он совершал свое христианское житие, каким именно опытом Богообщения он пополнил бы сокровищницу жизни Церкви в Духе Святом. 3. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС Программа курса 1. Мы входим в храм. Повторение. Иконостас-соединение Церкви земной и Церкви Небес-ной. Бог-Троица. 2. Ангельские лики. О сотворении ангельского мира. 3. Архангелы. Об отпадении части ангелов. Архангел Михаил. 4. Праотцы. О сотворении видимого мира и человека. 5. Пророки. Пророческие образы Божьей Матери. 6. Праздничный ряд. Рождество Богородицы. Введение во храм. Благовещение. 7. Рождество Христово. Сретение Господне. 8. Крещение Господне. Иоанн Креститель. 9. Преображение Господне. 10. Вербное воскресенье. 11. Тайная вечеря. 12. Крестные страдания Иисуса Христа. 13. Пасха. Вознесение. 14. Сошествие Святого Духа на апостолов. 15. Успение Богородицы. 16. Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове. 17. Местный ряд. Царские врата. Иконы Спасителя и Богородицы. 18. Деисусный ряд. Апостолы Петр и Павел 19. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга. 20. О Великом посте. 21. Святители Николай Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий. 22. Преподобный Сергий Радонежский. 23. Преподобный Амвросий Оптинский. Его изречения. 24. Великомученица Екатерина. Великомученик Георгий. 25. Бессребреники Косма и Дамиан. Великомученик и целитель Пантелеймон. 26. «Безумием мнимым безумие мира обличившие». Блаженная Ксения Петербургская. 27. Благоверный князь Александр Невский. Авторский курс «Православный иконостас» продолжает знакомить младших школьников с началами православной веры. «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым».1 Иконостас - образ Церкви Небесной. Собрание верующих в храме как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в об-разах иконостаса. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре. Именно поэтому мы попробовали на примере рассматривания многоярусного иконостаса – уникального явления в православной культуре - ввести детей в священную библейскую историю и как её продолжение - в историю христианской Церкви. Основные темы, которые здесь рассматриваются - это двунадесятые праздники и лики святых. На первом уроке, вспомнив устройство храма, бегло знакомимся со строением иконостаса, для чего выдаем детям бумажную модель, которую в течение года мы будем с ними заполнять. На каждом уроке по усвоении темы мы будем вклеивать в нужное место иконостаса икону изучаемого праздника или святого. На первом же уроке мы вклеиваем икону Троицы и икону Спасителя. Далее курс построен таким образом, что, знакомясь с каждым новым образом в иконостасе, мы постепенно продвигаемся от сотворения мира до современной жизни Церкви. Говоря об иконографии ангелов, мы рассказываем о сотворении «мира невидимого», об отпадении части ангелов и происхождении зла в мире. В качестве иллюстрации вклеиваем икону «Спас в Силах», изображающую Христа в окружении ангельских ликов, и икону Архангела Михаила в Деисусный ряд. Рассматривая и вклеивая в праотеческий ряд иконы праотцев, мы рассказываем о сотворении «видимого мира» и человека, о грехопадении и обетовании Спасителя, подводим детей к тому, что праотцы - это те люди, из рода которых произойдет Спаситель, особо говорим о богоотцах Иоакиме и Анне. В этом классе краткий экскурс в ветхозаветные события завершается рассказом о пророках. Коротко говорим о все большем отпадении согрешивших людей от Бога, о посы-лании к ним вождей для вразумления и памятования о Едином Боге, о Моисее и данных через него десяти заповедях. Для знакомства детей в этом возрасте с пророками мы выбрали личности Давида и Соломона. Вклеивая их изображения в пророческий ряд, обращаем вни-мание на икону в центре этого ряда. Образ Богородицы «Знамение» - именно Она является «предметом» всех пророчеств, Её награждали пророки всевозможными символическими эпитетами. Из всего многообразия пророческих образов Богоматери, мы выбрали два: «Ки-вот Завета» и «Вертоград заключенный». Последний не часто встречающийся прообраз вы-бран нами в связи с тем, что наша Воскресная школа носит название «Вертоград», и икону с таким названием мы изготавливали и украшали на уроках рукоделия вместе с детьми. Следующий цикл уроков представляет собой краткий экскурс в новозаветную исто-рию. На протяжении примерно девяти уроков мы разбираем праздничный ряд иконостаса. Вклеивая на каждом уроке одну или несколько икон двунадесятых праздников, последова-тельно знакомим детей с событиями годового церковного круга - от Рождества Богородицы до Ее Успения. На этих уроках используем прием «реставрации текста», даем детям стихи, посвященные двунадесятым праздникам, пропуская некоторые слова, которые дети должны вставить сами. Важно, чтобы это были ключевые слова. Знакомство с двунадесятыми праздниками позволяет лишь проложить канву новоза-ветных событий на полотне библейской истории. Для детей этой возрастной группы мы со-знательно сводим рассказ к минимуму, преследуя цель закрепить пока лишь последователь-ность событий, проследить связь ветхозаветной и новозаветной истории. В этом возрасте знания о пришествии в мир Спасителя будут восприниматься ребенком только в том случае, если они не будут отвлеченными, если они будут частью жизни семьи ребенка. Традиция Православной Церкви отмечать двунадесятые праздники в этом смысле очень ценная: вертеп на Рождество, вербочки на Вход в Иерусалим, куличи на Пасху, березки на Троицу, яблоки на Преображение - все эти неотъемлемые атрибуты народно-церковной культуры обогащают детский опыт переживания евангельских событий. Другая сторона церковной жизни - православный пост. Этой теме естественно по-священ урок, приходящийся на время Великого поста. Объяснив назначение поста, останав-ливаемся на ключевых моментах Святой Четыредесятницы: Прощеное воскресение - Пока-янный канон Андрея Критского - Торжество Православия - Крестопоклонная неделя - Лаза-рева суббота – Вербное воскресение. В курсе Храмоведения урок, посвященный первому знакомству с евангельской историей, у нас назывался «Иконостас - священная история в красках». Через год мы проводим урок «Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове». Мы рассказываем детям о том, как раньше люди, придя в храм и рассмотрев росписи на стенах, иконы в иконостасе, могли увидеть всю историю Божественной любви. Как Бог сотворил наш мир и как не дал людям окончательно погибнуть после того, как люди не послушались Его. Но если иконы - это «Библия для неграмотных», то, что же такое сама Библия? Так мы подводим детей к Книге книг, в которой записаны все те священные события, которые позднее стали изображать в храме красками. В рассказе о двух больших частях Библии нам опять как нельзя лучше помогает модель многоярусного иконостаса, ведь иконостас отлично иллюстрирует связь Ветхого и Нового Завета. Верхние его ряды - Праотеческий и Пророче-ский отсылают нас к ветхозаветным событиям. Нижние его ряды - Деисусный, Праздничный, Местный - к событиям новозаветным. Сверхкратко пересказываем содержание Библии. Говорим, что первая ее часть повествует о том, как Бог сотворил мир, как первые люди согрешили и были изгнаны из Рая, как долго они потом ждали Спасителя, который придет на землю и исправит то, что они натворили, победит диавола и откроет людям дорогу в Новый Рай - Царство Небесное. Вторая часть Библии рассказывает о том, как Сын Божий родился на земле, жил среди людей, пострадал и умер на Кресте и воскрес. Как Он дал людям новые заповеди: «Любите друг друга», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». На наш взгляд, такой краткий пересказ священной истории, периодически повторяемый, позволяет не потерять нить, формирует целостную картину мира. Говоря о боговдохновенных писателях Библии - пророках и апостолах, вновь обра-щаемся к иконостасу и ищем там их изображения. Продолжением истории, изложенной в Писании, является история, дошедшая до нас из Священного Предания, большой пласт кото-рого составляют Жития святых. Поэтому следующий цикл уроков посвящен ликам святых. Сын Божий, снизойдя до людей и открыв им путь в Царство Небесное, основал Царство Бо-жие на земле - Святую Церковь. Жизнь Церкви раскрывается через жизнь святых, а иконо-стас - не что иное, как собрание святых всех времен и народов. Ближайшие к Спасителю святые - апостолы. В первом классе мы знакомились с апостолами-евангелистами, во втором - с первоверховными апостолами Петром и Павлом. Продолжили дело апостольской проповеди в последующих эпохах равноапостольные. Нель-зя не рассказать детям о равноапостольных князьях Владимире и Ольге, принесших апо-стольскую веру на Русь. Из сонма святителей мы выбрали для знакомства святителя Николая Мирликийского и Вселенских учителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Рассказ о дружбе и совместной учебе будущих святителей Василия и Григория - великолепный пример для подражания: «Нам известны были только две дороги: одна - в храм; другая - в училище». Бессменный пример для учащихся - учеба отрока Варфоломея. Примеры для маль-чиков – храбрые воины за Отечество и веру великомученик Георгий Победоносец и благо-верный князь Александр Невский. Пример для девочек - невеста Христова великомученица Екатерина, образец целомудрия и чистоты. На примере блаженной подвижницы 18 века Ксении Петербургской узнаем, кто такие юродивые Христа ради - «безумием мнимым безумие мира обличившие». Видимым результатом курса к концу года является заполненная модель иконостаса. 4. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС Программа курса 1. Катехизис. 1 член Символа веры 2. 2й член Символа веры 3. 3й член Символа веры 4. 4й член Символа веры 5. 5й член Символа веры. 6й член Символа веры 6. 7й член Символа веры 7. 8й член Символа веры• Таинство Миропомазания 8. 9й член Символа веры• Таинство Священства 9. Таинство Крещения• Таинство Покаяния• Таинство Причащения 10. 10й член Символа веры• Таинство Брака• Таинство Елеосвящения 11. 11й член Символа веры. 12й член Символа веры Примечание: Такое распределение материала вызвано необходимостью освоить ма-териал за одно полугодие. Если есть возможность, лучше разделить некоторые уроки (например, рассказывать за один урок не больше чем об одном Таинстве). Этот курс для 13-14-летних выпускников. Это своеобразный итог, обобщающий все пройденное ранее. Первое понятие о Боге-Троице, о Богочеловеке Иисусе Христе наши уче-ники получили еще в первом классе, сейчас настало время для систематизации знаний. Все православное вероучение сконцентрировано в Символе веры, он и является предметом курса. Здесь мы подкрепляем свое умение ориентироваться в Священном Писа-нии. В каждом Рабочем Листе, посвященном одному из членов Символа веры, указаны ссылки, подтверждающие то или иное его положение. Короткие цитаты мы предлагаем законспектировать. Например, указана ссылка - (Мф 28:19), предлагается выписать цитату, показывающую, что наша вера в Бога-Троицу имеет основание в Священном Писании: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа". Параллельно изучаются церковные таинства. На уроке, посвященном 8-му члену Символа веры - О Духе Святом, изучаем таинство Миропомазания. К 9-му члену Символа веры приурочено таинство Священства. 10 член Символа веры, несмотря на то, что говорит лишь о таинстве Крещения, принято связывать со всеми семью таинствами. Поэтому на этом уроке идет речь о Крещении как двери в церковную жизнь и о восполнении благодати Кре-щения в таинствах Покаяния и Причащения. Цель курса - объяснить смысл каждого таинства, показать, что все таинства Право-славной Церкви установлены самим Господом, найти подтверждение этому в Священном Писании. Но главная задача - донести до детей мысль о том, что никакие знания о Боге не смогут приблизить к Нему, если не будет единения с Творцом через Им самим установлен-ную таинственную церковную жизнь. Смысл изучения таинств именно в том, чтобы прочувствовать их важность, их преображающее воздействие на жизнь христианина. Ведь именно в этом отличие православного понимания таинств от протестантского: это не просто совершение символических действий в воспоминание того или иного библейского события, это действие благодати Божией во «исцеление души и тела и в жизнь вечную». В вышеуказанной раздаче этот курс был дан не полностью. Поэтому выкладываю более полную версию 5. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ИМЯСЛОВ Программа курса 1. Завещанный образ родного языка 2. Азъ и Буки 3. Веди и Глаголь 4. Добро и Живете 5. Есть и Ять 6. Зело и Земля 7. Иже и И десятиричное 8. Како и Людие 9. Мыслете и Нашъ 10. Онъ, Омега и Отъ 11. Покой и Рцы 12. Слово и Твердо 13. Укъ и Херъ 14. Фертъ и Фита 15. Цы и Червь 16. Ша и Шта 17. Еръ, Ерь и Еры 18. Я и Юсъ малый, Ю 19. Кси и Пси 20. Ижица 21. Азбучная молитва 22. Стихи 23. Зачет Методическая разработка уроков на основе книги Н.П. Саблиной «Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты». Сама автор охарактеризовала свою книгу как сборник «научно-популярных рассказов о Букве в Духе: о досточестной внешней красоте каждой буквы, или ее образе; о духовно-мистической сущности алфавита и символизме буквенных имен». Составители постарались исполнить пособие в этом же ключе. Каждый урок рабочей тетради посвящен двум буквам, рассказу о их названии, происхождении. Также на листе, посвященном букве, приведены начинающиеся с нее слова под титлами, имена и их значения, краткий словарик часто встречающихся слов, икона Богородицы, название которой начинается с этой буквы, икона святого, загадки. Половину листа занимает пропись. Лист украшен всевозможными вариантами заставных буквиц, но предусмотрено и место для того, чтобы учащийся сам смог нарисовать красивую буквицу. Уроки дополнены оригинальными азбучными стихотворениями Ларисы Дорофеевой на современные темы, ярко свидетельствующими о том, что язык нашей Церкви – живой. 6. ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ГРАМОТЫ. Программа курса 1. Ажурное надстрочье 2. Слова под титлами 3. Буквенная Цифирь 4. Чередование согласных. 5. Звательный падеж 6. Неполногласие. 7. Глагол «Быти» 8. Правила чтения. Псалом 1. 9. Местоимения личные 1 и 2 лицо 10. Местоимения личные 3 лицо 11. Псалом 90. Чтение 12. Псалом 33. Чтение 13. Псалом 50. Чтение 14. Глаголица и кириллица 15. Зачет Краткий курс «Основ церковнославянской грамоты» является продолжением курса «Церковнославянский язык. Имяслов». На первом этапе обучения учащиеся познакомились с именами славянских букв. Второй этап – изучение грамматики, овладение навыками чтения - длится одно учебное полугодие. В следующем учебном полугодии начинается изучение литургики, что является логическим продолжением курса церковнославянского языка. Дети осваивают конкретные богослужебные тексты. Рабочая тетрадь содержит основные правила, грамматические таблицы, примеры и упражнения. Отдельно предлагаются упражнения для самостоятельной работы. 7. ХРАМОВЕДЕНИЕ Программа курса Курс рассчитан на семилетних детей, как правило, только начавших свое обучение в общеобразовательной школе. Это учитывалось при разработке пособия, в Рабочих Листах для 1-го и 2-го классов предусмотрено совсем немного пустых строчек для написания слов. Детям вначале предлагается записывать только самые главные слова: свое святое имя, название Лиц Пресвятой Троицы. В комплект включены раскраски и поделки из бумаги к дню Ангела, к Пасхе. Начинается курс со знакомства детей друг с другом, дети приучаются правильно и полностью называть свое имя, а через это устанавливать связь со своим небесным покровителем, учатся ему молиться. Поскольку традиция называния детей в честь святых была утрачена, Воскресная школа призвана помочь семье правильно определить день именин ребенка и родителей, пробудить интерес к изучению житий семейных святых. Для этого, ежегодно поздравляя ученика с его именинами, мы дарим ему открытку либо с кратким житием святого, либо с тропарем или кондаком, либо с поучением, как подражать святому, прославленному в этом лике (мученику, преподобному и т.д.) На первых уроках мы призываем детей оценить красоту окружающего мира, чтобы понять, что такое гармоничное мироздание не могло возникнуть случайным образом, но появилось по воле Существа еще более Совершенного и Прекрасного, каковым является Бог. Говоря о венце творения, побуждаем ребенка задуматься о высоком предназначении человека и вытекающей отсюда истинной цели его жизни. Разбирая свойства Божии, даем простейшие примеры троичности в природе, пытаясь на доступном для малышей языке дать понятие о Боге-Троице. Обучая детей правильно налагать крестное знамение, объясняем, что таким образом мы исповедуем веру в победу Сына Божия над грехом и смертью, которую Он одержал через Крест. Получение знаний о Боге в православном понимании невозможно без общения с Богом. Этому общению мы учим детей, давая им первые молитвы Пресвятой Троице, Богородице, Ангелу-хранителю, святым. Для детей из невоцерковленных семей это особенно важно, т.к. возможно, что это будут первые молитвы, которые помогут их семье приблизиться к церковной жизни. Обучая ребенка молитве за своих родных, живущих и уже почивших, мы решаем две задачи: учим помнить о своих близких, ибо нельзя любить Бога, не любя ближнего, и даем понятие о Церкви земной и Небесной, как о Едином Теле. Рассказ о таинствах в этом классе мы ограничиваем их перечислением, предлагаем раскрасить картинки с таинствами и выполнить несложное задание - отгадать, для какого таинства предназначен тот или иной богослужебный предмет (купель, Крест и Евангелие, чаша, венцы, елей и кисточка для помазания). Предметы помещаем в последовательности, предполагающей логическое следование таинств друг за другом. Девять уроков отведено подробному знакомству с устройством православного храма. Рабочие Листы с этими уроками снабжены большим количеством схем, моделей, на которых детям предлагается подписать названия частей храма. Знакомя детей с богатой символикой храма, обращаем внимание на правила поведения в Доме Божьем. Разбирая устройство иконостаса, мы выделяем в этом классе 2 темы: Праздничный ряд и Царские врата. Урок, посвященный Праздничному ряду иконостаса, превращается в очень краткий курс новозаветной истории, за один урок мы прослеживаем всю цепочку новозаветных событий от Рождества Богородицы до Ее Успения. Дети раскрашивают небольшие стилизованные изображения двунадесятых праздников. Поэтому мы назвали этот урок «Праздничный ряд иконостаса - священная история в красках». Урок, посвященный Царским вратам, мы соединяем со знакомством детей с Библией. Разбирая символы евангелистов, изображенные на Царских вратах, подводим детей к теме «Евангелие. Священное Писание». Выход священника с Евангелием из Царских врата означает, что Сам Христос - Бог и Царь Вселенной проходит через эти двери. Кроме того, на Царских вратах изображается праздник Благовещения - день, когда Архангел сообщил Деве Марии, что у Нее родится Сын Божий - а это и есть та благая весть, которую записали евангелисты. Таким образом, проводим параллель между понятиями «Благая весть - Евангелие - Царские врата»: открываются Царские врата - и мы встречаемся с Господом, открываем Евангелие и тоже встречаемся с Господом. Этот урок мы проводим накануне Благовещения. На уроке, приходящемся на начало Великого поста, рассказываем детям о том, каким задуман был человек Творцом, как человек нарушил этот замысел своим непослушанием и отпал от Бога, как любящий Бог пообещал вернуть человеку эту связь и как выполнил обещание, придя к людям, и как люди, не смотря на предупреждения пророков, не узнали своего Спасителя и предали Его страшной казни на Кресте, но Спаситель воскрес, восстановив этим союз с людьми. Вспоминая коротко все эти события, объясняем детям, что смысл Великого поста - это подготовка к главному празднику - Пасхе, и как нужно проводить пост. Ко дню Торжества Православия нами приурочена тема «Почему мы почитаем иконы», которая включает рассказ о первой нерукотворной иконе Спасителя, о первом иконописце - апостоле Луке, о том, кто кроме Иисуса Христа изображается на иконах. Крестопоклонная неделя дает нам повод поговорить о разных формах Креста, не забывая конечно о том, что Крест для нас - это напоминание о страданиях Господних, и что значит «нести свой крест». В связи с тем, что, как правило, учебный год заканчивается до праздников Вознесения и Пятидесятницы, рассказы об этих событиях мы объединяем в один урок, названный нами «От Пасхи до Троицы». Завершаем курс изготовлением поделок к дню жен-мироносиц, призывая детей поздравить с этим праздником своих мам и бабушек. Таким образом, в ходе первого года обучения дети получают первые представления о Боге-Творце, о событиях Священной истории, получают навыки общения с Богом через молитву, узнают о Доме Божьем, о Церкви как о единой большой семье, вводятся в круг церковной жизни через приобщение к постам и праздникам. Желаем помощи Божией всем, кто захочет воспользоваться нашими методическими разработками. Учебно-тематический план Урок 1. Знакомство. Твое святое имя. Именины. Урок 2. О мире. Мир- творение Божие. О Боге-Творце. Урок 3. Свойства Божии. Урок 4. Крестное знамение. Благословение священника. Урок 5. О молитве. Виды молитвы. Урок 6. Молитвы Пресвятой Троице. Славословие Пресвятой Троице. Трисвятое. Урок 7. Отче наш. Иисусова молитва. Царю Небесный. Урок 8. Об ангелах. Молитва Ангелу-хранителю. Поделка «Ангел». Урок 9. Церковь земная и небесная. Молитвы за живых и усопших Урок 10. Молитвы Богородице: Богородице Дево. Достойно есть Урок 11. Церковные таинства. Урок 12. О храме. О храмовом благочестии. Урок 13. Устройство храма. Формы храмов. Урок 14. Устройство храма. Форма и количество куполов. Урок 15. Устройство храма. Части храма. Притвор, храм, алтарь, колокольня Урок 16. Устройство храма. Алтарь. Урок 17. Устройство храма. Престол. Урок 18. Устройство храма. Жертвенник. Урок 19. Иконостас. Праздничный ряд иконостаса - Священная история в красках Урок 20. О Великом посте. О распятии и Воскресении Иисуса Христа. Урок 21. Торжество православия. Почему мы почитаем иконы. Урок 22. Крест любой формы - истинный Крест Урок 23. Крестопоклонная неделя Урок 24. Иконостас. Царские врата - Благая весть Урок 25. От Пасхи до Троицы. Урок 26. Пасхальная открытка. Готовим подарок на Пасху. Урок 27. Поделка ко Дню жен-мироносиц. Урок 28. День жен-мироносиц. (Праздничный урок, поздравление мам бабушек) 8. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Программа курса Пояснительная записка Курс ветхозаветной библейской истории курс рассчитан на детей 9-10 лет. Целью курса является изложение православной концепции появления мира, назначения человека, вытекающего из замысла Творца, искажения этого назначения в самом начале существования Вселенной, истории ветхозаветного человечества как истории ожидания Спасителя. Здесь мы впервые подробно разбираем дни творения, излагая на простейшем уровне принятую современными богословами интерпретацию библейского Шестоднева. Бог по избытку любви сотворил из ничего материальный мир. Окружающий нас мир так гармоничен потому, что устроен по замыслу Существа еще более гармоничного и совершенного, каким является Бог. Важно, чтобы в сознании ребенка не возникло острых противоречий между «наукой» и «религией». Для этого, во-первых, «следует объяснить ребенку, что сфера науки - это изучение того, как произошло событие, а сфера религиозного знания - это понимание события».[1] А во-вторых, показать, что в основу мироздания Богом были заложены Законы, вполне описываемые наукой. Земля в начале была «безвидна и пуста» и благоукрашалась постепенно, от простого к сложному в течение шести творческих периодов. К участию в этом благоукрашении был призван и созданный по воле Бога и по Его образу человек. Но первозданный человек не смог противостоять закравшемуся в творение злу, чем нарушил Божественный замысел и обрек себя на рабство греху и смерти. Единственной надеждой оставалось ожидание обещанного Спасителя. И это ожидание мы наблюдаем в истории Израиля. По сути, история израильского народа есть не что иное, как действие Промысла Божия в этом народе, избранном Творцом для восстановления союза со всем человечеством. В нашем многонациональном обществе важно правильно объяснить детям понятие богоизбранности одного народа, показать, что единственной его заслугой была верность Истинному Богу - Создателю Вселенной. В этом было его единственное преимущество перед окружавшими его народами-язычниками. Разговор о появлении идолопоклонства дает возможность ответить на вопрос, который часто задают дети: «Почему в мире так много разных религий?». Детям этого возраста не рекомендуется пересказывать особо кровавые события ветхозаветной истории, тем не менее, невозможно избежать рассказов о Потопе, о Содоме и Гоморре и других наказаниях Божиих. Важно объяснить детям, что «наказание» Божие не есть возмездие более сильного за неповиновение более слабых, а «наказание» есть родительский наказ, научение. Наказание Божие также следует понимать как лечение, а в тех случаях, когда болезнь зашла чересчур далеко, врач вынужден применить хирургическое вмешательство, иногда необходимо удалить поврежденный орган, чтобы спасти весь организм. Именно таким образом мы объясняем детям, почему так строг был Отец Небесный к окружавшим Израиль народам - идолопоклонникам. История самого израильского народа показывает, что народ благоденствовал, когда был послушен Богу и посылаемым Им вождям, и Израиль попадал в руки врагов, как только забывал о Боге. Нам кажется уместным поставить курс «Ветхого Завета» именно в этом возрасте. Дети уже не настолько малы, чтобы непривычные еврейские имена и названия вызывали трудности, и в то же время они находятся еще на стадии установления элементарных взаимоотношений с одноклассниками. Как первобытное человечество необходимо было научить простейшим правилам взаимоотношений посредством 10 Заповедей, так и ребенку вначале необходимо показать, «что такое хорошо и что такое плохо», обозначив элементарные нормы поведения - «не убий, не укради», но задать при этом перспективу роста до христианской нравственности - «любите врагов ваших» (Мф 5:44). Высокие нравственные качества ветхозаветных праведников, безусловно, являются ориентиром для младшего школьника. Кротость Авеля, доверие Богу Ноя, вера и долготерпение Авраама, его готовность пожертвовать Богу самым дорогим, сильнейшее желание Иакова обладать благословением Божиим, прощение своих недостойных братьев Иосифом, мужественное перенесение любых тягот и благодарение Бога в любых испытаниях многострадального Иова, любовь Моисея к своему народу, храбрость Иисуса Навина, сила Сампсона, заключающаяся в его завете с Богом, покаяние Давида и воспевание им величия Творца, мудрость Соломона, строгое соблюдение отцовской веры Даниилом и тремя отроками - все это является прекрасным педагогическим материалом. Эти образы конечно еще далеки до идеала, явленного нам в Новом Завете, но преподавая этот курс, мы памятуем о том, что, по слову апостола «закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал 3:24) и, погружаясь на уроках в историю ветхозаветного человечества, вместе с ним движемся к Тому, кто был главным предметом его чаяний. Учебно-тематический план Урок 1. Введение в библейскую историю. Бог есть любовь. Урок 2. Сотворение мира невидимого - ангельского. Урок 3. Сотворение мира видимого. Сотворение человека. Жизнь первых людей в раю. Урок 4. Грехопадение. Последствия грехопадения и обетование Спасителя. Каин и Авель. Урок 5. Потоп. Ноев ковчег. Столпотворение Вавилонское. Появление идолопоклонства. Урок 6. Авраам. Гибель Содома и Гоморры. Урок 7. Авраам и Исаак. Урок 8. Исав и Иаков. Видение Иаковом таинственной лестницы. Урок 9. 12 сыновей Иакова. Иосиф. Продажа Иосифа в Египет. Урок 10. Многострадальный Иов. Урок 11. Моисей. Рождение и призвание. Видение Неопалимой купины. Урок 12. 10 казней Египетских. Исход евреев из Египта. Ветхозаветная Пасха. Урок 13. Переход евреев через Чермное море. Чудеса при переходе из Египта в землю обетованную. Урок 14. Синайское законодательство. Урок 15. Заповеди любви к Богу Урок 16. Заповеди любви к ближнему Урок 17. Устройство скинии Урок 18. 40-летнее странствование евреев по пустыни. Медный змий. Урок 19. Вступление в землю обетованную. Разделение между 12 коленами Урок 20. Судьи. Самсон. Пророк Самуил и царь Саул. Урок 21. Царь Давид. Победа над Голиафом. Урок 22. Царь Давид - псалмопевец. Урок 23. Царь Соломон. Урок 24. Разделение Еврейского Царства. Пророки. Пророк Исаия. Урок 25. Пророк Илия. Урок 26. Пророк Иона. Урок 27. Вавилонский плен. Три отрока - в печи вавилонской. Урок 28. Пророк Даниил. Даниил во рве львином 9. НОВЫЙ ЗАВЕТ-1, НОВЫЙ ЗАВЕТ-2 Программа курса Пояснительная записка Важность этого курса такова, что его изучению мы посвящаем два года. Слушателями его являются дети 10-12 лет. В младших классах они уже кратко познакомились с главными евангельскими событиями, теперь настало время более пристального изучения Евангелия - Книги книг. Впервые, не считая нескольких обращений к книге Бытия в предыдущем курсе, мы начинаем непосредственно работать с текстом Писания. К этому времени большинство учащихся уже прочитали Библию в пересказе для детей, и теперь нам кажется правильным приучить их пользоваться оригинальным текстом. Ни для кого не секрет, что учащиеся протестантских воскресных школ ориентируются в Библии в сотни раз увереннее наших воспитанников. Конечно, Православная Церковь никогда не ставила задачи перед своими чадами заучить как можно больше библейских стихов на все случаи жизни и уметь сходу процитировать стих с непременным указанием его номера. Но зачастую наши насмешки над протестантами являются еще и оправданием нашего нежелания регулярно читать Библию. Реалии нашего времени таковы, что слова апостола Петра «будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет 3:15) звучат особенно актуально в обстоятельствах соседства Православной Церкви с многочисленными протестантскими общинами. Поэтому научить ребенка регулярно читать Евангелие, быстро находить нужный отрывок является одной из задач данного курса. Прежде всего, мы обзавелись библиотечкой. Первые вводные уроки посвящены понятиям: «Источник знаний о Боге. Откровение. Писание и Предание. Состав Библии. Писатели Библии. Евангелисты». На уроке, посвященном евангелистам, делаем четыре закладки с их символами (ангел, лев, телец, орел). На Рабочих Листах за названием темы следует ссылка на евангельский отрывок, предназначенный для чтения, эта ссылка сопровождается таким же значком-символом евангелиста. Освоив общепринятые сокращения, дети в дальнейшем без труда находят указанный на Рабочем Листе отрывок. Перед преподавателем новозаветной истории стоят две основные задачи: 1) для логического завершения библейского повествования необходимо показать исполнение в Новом Завете обетования Божия - восстановления утраченного союза с людьми, исправления последствий их ослушания; 2) дать ребенку идеальный пример для подражания, для чего предстоит постараться раскрыть перед учениками личность Христа в максимальной полноте и красоте. Мы избрали путь хронологически последовательного изложения событий. При таком подходе изучение самых драматических событий Евангелия приходятся на конец второго года обучения. А в начале детям предлагается вспомнить обстоятельства рождения и детства Богоизбранной Отроковицы, Благовещения, Рождества Христова. Главные евангельские события, которые Церковь наиболее торжественно отмечает в двунадесятых праздниках, уже знакомы нашим ученикам, но в этом курсе они повторяются на новом уровне. Здесь мы уже обращаемся к первоисточнику, читаем, как об этом знакомом им событии (Рождестве Христове, Крещении) написано в Евангелии. Дополняем уроки тропарями и кондаками праздников, приобщая детей к богослужебной культуре. Это касается как двунадесятых праздников, так и событий Страстной седмицы, переживание которых Церковью мы тоже постарались отразить в этом курсе. Десять уроков, посвященных непосредственно искупительной жертве Господа, мы объединили в цикл «Крестный путь Спасителя». На этих уроках помимо чтения Евангельских эпизодов, в Рабочие Листы включены тексты отдельных песнопений Страстной Седмицы, которые разбираются нами и прослушиваются. Завершается этот цикл презентацией, составленной из художественных произведений с сюжетами Страстей Христовых. О педагогическом значении переживания Страстных событий говорит Софья Куломзина: «Если дети сумели понять и сочувственно пережить неразрывность Страстей Господних и Его Воскресения, то в них заложена основа христианского понимания страданий».[1] Знакомство ребенка с Богочеловеческой Личностью Христа происходит, во-первых, через таинственное общение с Ним в Церкви, и, во-вторых, через Его учение: Нагорную проповедь, притчи. При изучении Нагорной проповеди обращаем внимание детей на то, насколько выше предложенные в ней заповеди по сравнению с Моисеевым Законом. 10 заповедей не вызывают сомнения в необходимости их соблюдения. А вот заповедь «подставить щеку» как альтернатива заповеди «око за око» уже не кажется логичной «нормальному» человеку. Действительно, царство Христа «не от мира сего», и наши дети должны быть готовы к тому, что не всегда их христианское поведение будет адекватно оценено современным обществом. Притчи Христовы в этом возрасте детьми воспринимаются легко и с удовольствием. Мы разбираем их с помощью табличек. В один столбик вносим образ из Притчи, а в соседний записываем его толкование, сопровождаем образ картинками-подсказками. На уроках, посвященных чудесам Христовым, обращаем внимание учеников на то, что чудеса Христовы - это не просто волшебство, не «чудо ради чуда». Чудеса Христовы важны для нас тем, что, во-первых, обнаруживают человеколюбие Божие, а, во-вторых, убеждают нас в обладании Христом Божественной природой наряду с человеческой. Этот второй момент актуален еще в связи с тем, что, к сожалению, нашим детям не всегда удается избежать назойливой прозелитической деятельности арианствующих сектантов, (к примеру, «Свидетелей Иеговы», отрицающих божество Иисуса Христа). Наши воспитанники не раз приносили в школу красочные брошюры общества «Сторожевой башни». Поэтому, мы считаем необходимым акцентировать внимание учеников на евангельских эпизодах, доказывающих, что Христос - всемогущий Бог, имеющий власть над стихиями и нечистыми духами. Желаем помощи Божией всем, кто захочет воспользоваться нашими методическими разработками. Учебно-тематический план Священное Писание. Новый Завет. 1 часть 4 класс (10-11 лет) Урок 1. Священное Писание и Предание. Урок 2. Апостолы-евангелисты. Сравнение четырех Евангелий. Урок 3. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение во храм. Пресвятая Дева Мария у Иосифа. Урок 4. Возвещение Ангела о рождении Предтечи. Рождество Иоанна Предтечи. Урок 5. Благовещение Пресвятой Деве Марии. Посещение праведной Елисаветы. Урок 6. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Урок 7. Сретение Господне. Урок 8. Бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев. Возвращение в Назарет. Отрок Иисус в Храме. Урок 9. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне. Урок 10. Искушение Иисуса Христа в пустыне. Урок 11. Избрание апостолов. Урок 12. Первое чудо Иисуса Христа. Изгнание торгующих из храма. Урок 13. Беседа Иисуса Христа с самарянкою. Урок 14. Исцеление сына царедворца. Исцеление сухорукого. Исцеление расслабленного при овчей купальне. Урок 15. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Урок 16. Нагорная проповедь. О Промысле Божием. О силе молитвы. О необходимости добрых дел. О милостыне. Урок 17. Нагорная проповедь. О любви к ближнему. О неосуждении ближнего. О прощении ближнего. Общее правило обращения с ближними. Урок 18. Исцеление расслабленного в Капернауме. Воскрешение сына вдовы Наинской Урок 19. Притча о сеятеле. Урок 20. Притча о пшенице и плевелах. Урок 21. Укрощение бури. Исцеление Гадаринского бесноватого Урок 22. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины. Урок 23. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Урок 24. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам. Урок 25. Исцеление дочери хананеянки. Урок 26. Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Урок 27. Преображение Господне. Урок 28. Главная заповедь Иисуса Христа. Притча о милосердном самарянине. Священное Писание. Новый Завет. 2 часть. 5 класс (11-12 лет) Урок 1. Иисус Христос у Марфы и Марии. Притча о неразумном богаче. Урок 2. Дарование молитвы ученикам. Урок 3. Исцеление слепорожденного. Исцеление десяти прокаженных. Урок 4. О прощении обид. Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце. Урок 5. Притча о богатом и Лазаре. Притча о мытаре и фарисее. Урок 6. Благословение детей Притча о блудном сыне. Урок 7. Предсказание Иисуса Христа о кончине мира и о втором Его пришествии. Притча о десяти девах. Урок 8. Притча о талантах. О Страшном Суде. Урок 9. Воскрешение Лазаря. Урок 10. Торжественный вход Господа в Иерусалим. Урок 11. Притча о злых виноградарях. Урок 12. Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых. Урок 13. Лепта вдовицы. Бесплодная смоковница. Урок 14. Предательство Иуды. Мария проливает миро (Ин 12 гл) Урок 15. Тайная вечеря. Урок 16. Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу. Урок 17. Суд над Иисусом Христом у первосвященников. Урок 18. Отречение Петра. Погибель Иуды. Урок 19. Суд над Иисусом Христом у Пилата, у царя Ирода. Последний суд у Пилата. Урок 20. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Урок 21. Снятие со креста и погребение Спасителя. Страстная неделя. Урок 22. Воскресение Иисуса Христа. Урок 23. Явление воскресшего Иисуса Христа двум ученикам на пути в Эммаус Явление Иисуса Христа всем апостолам и другим ученикам, кроме апостола Фомы. Явление Иисуса Христа апостолу Фоме и другим апостолам. Урок 24. Явление Иисуса Христа при море Тивериадском и восстановление Петра в апостольстве. Явление Иисуса Христа апостолам и более чем пятистам учеников. Урок 25. Вознесение Господне. Урок 26. Сошествие Святого Духа на апостолов. Урок 27. Жизнь первых христиан. Исцеление хромого. Урок 28. Первомученик Стефан. 10. АЛЬБОМ ВЫСТАВОЧНЫХ РАБОТ «РУКОДЕЛИЕ» Учебно-методический комплект «Вертоград»: интервью с автором методики 27.04.2012 На VI Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (2011 год) I место в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» завоевала директор воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино Московской области Лариса Александровна Захарова. Ее учебно-методический комплект с одноименным названием «Вертоград» в декабре 2011 года также получил гриф «Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви». – Лариса Александровна, что представляет из себя ваша школа и ваша разработка? – Воскресная школа «Вертоград» действует при храме Михаила Архангела города Пущино Московской области уже 16 лет. Славянское слово «вертоград» означает «сад, виноградник». Такое поэтическое название наша школа приобрела благодаря матушке Ольге Свиреповой, первому преподавателю церковнославянского языка в школе. Почему так легко прижилось это имя? С одной стороны, Сам Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я – истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин 15:1). А с другой, весьма органично, что воскресная школа, выросшая при храме в городе биологов, называется садом. Что касается учебных пособий для воскресных школ, то их разработкой мы начали заниматься лет 10 назад. За прошедшие годы наши наработки сформировались в полноценный учебно-методический комплект. Все началось с учебных листов, состоящих из краткого конспекта урока, снабженного картинками, раскрасками и пустыми строчками, в которые ученик, под руководством учителя, должен был вписать ключевые слова. Скажу честно, мы, начинающие педагоги воскресной школы, не были профессионалами. Например, я – выпускница Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. Скрябина. Позже я закончила Высшие богословские курсы при МПДА. Так и другие энтузиасты, приведя своих детей в воскресную школу, воцерковлялись и получали знания о православии вместе с ними, только на более высоком уровне, постепенно обретая педагогические и ораторские навыки и умения. Суть нашего УМК – компиляция лучшего из уже разработанного в области преподавания в воскресных школах. Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание – запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги. Другими словами, в своем комплекте мы решили целый ряд задач: в семилетнем курсе обучения в воскресной школе мы систематизировали материал разных направлений, которые раньше преподавались разрозненно: Храмоведение (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме), Православный иконостас (двунадесятые праздники, лики святых, подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели), Ветхий Завет, Новый Завет, История Церкви, Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия), Православный катехизис, Церковнославянский язык. Все это существует в форме подробных рабочих тетрадей, не требующих привлечения дополнительных пособий, дабы не перегружать детей и облегчить подготовку к уроку учителей. Проверка усвоения материала и повторение производятся с помощью тестов. Весь УМК состоит из 30 брошюр, куда входят рабочие тетради, конспекты учителя и сборники тестов по каждому предмету. – Насколько удалось реализовать творческие педагогические задумки в разработке комплекта? Насколько сильно работа подверглась, скажем, цензуре? – В этом плане у нас фактически не было проблем. Взяв за основу классику – Слободского, мы подошли к его текстам достаточно аккуратно. Педагогическое творчество проявлялось только там, где необходимо было сделать связки. Некоторые изменения были внесены в процессе получения грифа, после замечаний рецензента протоиерея Виктора Дорофеева, который предложил поправить некоторые формулировки с учетом современного богословского мнения. Его замечания были учтены. – Лариса Александровна, участвовали ли родители в формировании УМК? – После некоторого периода апробации комплекта мы провели анкетирование среди детей, родителей и учителей: все нашли его удобным еще и потому, что в нем четко распланированы уроки, что позволяет родителям контролировать процесс обучения и самостоятельно догонять дома пропущенные ребенком занятия. Домашних заданий у нас нет, потому что дети и без того загружены в общеобразовательных школах, кроме того многие из них занимаются в других школах, секциях и кружках. Конечно, мы рассчитываем на то, что дети дома откроют тетрадь и что-то в ней проработают. К слову, отзывы родителей говорят, что так и происходит, более того, родители сами их изучают с большим удовольствием. – По УМК «Вертоград» работает только ваша школа? – Нет, уже много школ работают по ней, причем не только в России, но также на Кипре и в Болгарии, на Украине и в Белоруссии, были заказы из Финляндии. Первоначально я сама занималась рассылкой УМК, он также был выложен на нашем сайте, и всех желающих строить по нему учебный процесс в своей школе, мы консультировали. Теперь распространением комплекта занимается издательство, которое при поддержке Благотворительного фонда святителя Василия Великого выпустило уже второй его тираж. – Развивается ли сам «Вертоград», дополняется новыми темами и т.д.? – В течение 10 лет комплект постоянно корректировался, что-то даже пришлось упрощать, потому что произошло общее падение уровня образования и то, что мы давали детям 10 лет назад, нынешним ученикам уже сложно воспринимать. Но в целом – это довольно устоявшийся комплект. Поскольку, получив гриф ОРОиК РПЦ, мы не имеем права вносить изменения в УМК в течение трех лет, то, если в них возникнет необходимость, они будут внесены по истечении этого срока. В настоящее время мы работаем над пособиями для взрослых: у нас третий год работают катехизические курсы для взрослых, для которых мы делаем конспективные материалы. – Сотрудничаете ли вы с общеобразовательными и православными школами? – На конкурс «За нравственный подвиг учителя» мы вышли именно по инициативе нашего городского отдела образования, специалисты которого познакомились с УМК «Вертоград» и посчитали нужным выставить его на конкурс. Понятно, что для общеобразовательных школ наш комплект целиком не подойдет, однако некоторые разработки можно взять. Так, мы рекомендовали курс «Православный иконостас», и ряд других направлений в качестве компонента культурологического характера. Что касается православных гимназий, то для них важным условием внедрения тех или иных пособий и комплектов является гриф ОРОиК РПЦ. Теперь он у нас есть. О методике преподавания Закона Божия Материал Л.А. Захаровой, директора воскресной школы «Вертоград»(г. Пущино, МО)
Последний раз редактировалось: Татьяна хв (2018-12-08 13:23), всего редактировалось 19 раз(а)
|
|
ja33
Стаж: 14 лет
Сообщений: 188
|
Спаси Господи
_________________ Да любите друг друга
|
|
voldemar13
Стаж: 10 лет
Сообщений: 60
|
Христос Воскресе! Спаси Господи за труды!
|
|
Татьяна хв
Стаж: 13 лет
Сообщений: 63
|
Воистину воскресе!
|
|
stepan-frunze
Стаж: 15 лет
Сообщений: 2563
|
|
|
barolinda
Стаж: 9 лет
Сообщений: 1
|
|
|
priestvova
Стаж: 9 лет 2 месяца
Сообщений: 1
|
Добрый день.
Приношу свои извинения, но у меня вопрос. Дело в том, что в папке Богослужения есть материал только по литургии и ничего нет по вечерней службе. Появиться ли этот материал?
Заранее благодарен.
|
|
Дориме
Стаж: 9 лет 4 месяца
Сообщений: 1
|
Большое Вам спасибо. Очень рада, что такое качественное оформление.
Дай Вам Бог всех благ.
|
|
Татьяна хв
Стаж: 13 лет
Сообщений: 63
|
Цитата:
Добрый день.
Приношу свои извинения, но у меня вопрос. Дело в том, что в папке Богослужения есть материал только по литургии и ничего нет по вечерней службе. Появиться ли этот материал?
По вечерней службе, к сожалению, у меня нет материалов.
|
|
Andrey Mololkin
Стаж: 11 лет
Сообщений: 1
|
|
|
терапевтнск
Стаж: 8 лет
Сообщений: 2
|
Добрый день. Может кто-нибудь встать на раздачу программ для воскресной школы?
|
|
терапевтнск
Стаж: 8 лет
Сообщений: 2
|
Спаси Господи! Все в одном месте. Давно искал этот материал.
|
|
Oleg1985izmail
Стаж: 7 лет 9 месяцев
Сообщений: 1
|
Доброй ночи! Прошу, раздайте, кто может.
|
|
Marina_Ast
Стаж: 9 лет
Сообщений: 1
|
|
|
gurladzo
Стаж: 8 лет 11 месяцев
Сообщений: 3
|
Здравствуйте! Кто может, встаньте пож. на раздачу!
|
|
Текущее время: 21-Ноя 11:27
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы
|
|