Loading...
Error

Программа для воскресной школы (продолжение)

Ответить на тему
Статистика раздачи
Качают: [ 2 ]
Скачали: [ 45 ]
   
 
Автор Сообщение

Татьяна хв

Стаж: 5 лет 6 месяцев

Сообщений: 56

post 25-Апр-2015 09:27

[Цитировать] 

Сборник программ для воскресных школ.


pic
Автор: Захарова Л.А.

Издатель: воскресная школа «Вертоград» храма Архангела Михаила, Пущино

Тип файлов: pdf, word, jpg

Дополнительная информация:
Данная раздача является дополнением к этой: http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=7575.
Какие-то из программ даны в старом варианте, какие-то – в новой редакции.
В некоторых программах имеются не все файлы – но это то, что есть в наличии, простите.
Список программ


1. БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Программа курса
Учебный план
Часть 1. Литургия
1. Из чего складывается наш молитвенный труд?
2. Ветхозаветное Богослужение как основа для христианского Богослужения
3. Суточный круг Богослужения. Часы
4. Престол. Жертвенник. Литургические принадлежности
5. Литургия. Проскомидия.
6. Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146.
7. Единородный Сыне. Блаженны.
8. Литургия оглашенных. Малый вход. Тропари и кондаки. Трисвятое.
9. Литургия оглашенных. Чтение Апостола и Евангелия. Ектении сугубая, заупокойная, об оглашенных.
10. Литургия верных. Великий вход. Херувимская. Ектения просительная.
11. Литургия верных. Символ веры. Евхаристический канон
12. Литургия верных. Первое и Последнее явление Святых Даров. Причащение мирян. Благодарение и отпуст.
13. Литургия. Повторение.
14. Седмичный круг Богослужения.
15. Годовой круг Богослужения. Богослужебные цвета.

Часть 2. Всенощное бдение (в раздаче отсутствует)
1. Вечерня. Предначинательный псалом 103.
2. Вечерня. Великая ектения. Блажен муж
3. Вечерня. Господи, воззвах.
4. Вечерня. Вечерний вход. Свете тихий.
5. Утреня. Шестопсалмие. Кафизмы
6. Утреня. Полиелей. Степенны
7. Утреня. 50 псалом. Канон
8. Утреня. Великое славословие
9. Осмогласие. Земные ступени. Глас 1,2
10. Осмогласие. Земные ступени. Глас 3, 4
11. Осмогласие. Небесные ступени. Глас 5, 6
12. Осмогласие. Небесные ступени. Глас 7, 8
2. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ.
Программа курса
1. Книга Деяний. Обращение Савла.
2. Чудеса, совершенные Петром.
3. Начало крещения язычников. Апостольский Собор в Иерусалиме.
4. 1 Миссионерское путешествие Павла.
5. 2 Миссионерское путешествие Павла.
6. 3 Миссионерское путешествие Павла.
7. Павел в Риме.
8. Апостольские Послания. Соборные послание Иакова, Петра, Иоанна.
9. Послания апостола Павла. Павел о любви в 1Кор 13:1-7 О пастырских посланиях. Настав-ления мужам и женам.
10. Откровение Иоанна. «Се, стою у двери и стучу...» «Новое небо и новая земля».
11. Успение Божией Матери.
12. Всеобщее гонение на христиан. Нерон, Диоклетиан. Разрушение Иерусалима.
13. Прекращение гонений. Воздвижение Креста Господня. Константин Великий.
14. Новые враги христианства. Юлиан Отступник.
15. 1 Вселенский Собор. Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.
16. 2 Вселенский Собор. Григорий Богослов. Василий Великий.
17. Христианская Церковь в 4 веке. Иоанн Златоуст.
18. Церковь в 7 веке. Страдания от Хозроя. Магометане.
19. Иконоборчество. 7 Вселенский Собор. Иоанн Дамаскин.
20. Просвещение славян. Святые Кирилл и Мефодий.
21. Крещение Руси.
22. Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона.
23. Мученики в Орде. Михаил и Феодор Черниговские. Роман Рязанский.
24. Преподобный Андрей Рублев.
25. История иконы. Иконография Спасителя.
26. Рассказ о своем святом. Самостоятельная работа.

К этому курсу подходят учащиеся в возрасте 12-13 лет. Это уже не младшие школьники, безоговорочно доверяющие всей информации от родителей и учителей, многое из узнаваемого они подвергают сомнению. Насколько правдиво все то, что написано в Евангелии? Лучшим доказательством истинности новозаветных событий является их продолжение во времени, не прекращающееся и по сей день. Как говорил мудрый учитель апостола Павла Гамалиил, «если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить» (Деян. 5:38,39).
История распространения христианства явилась великолепным доказательством того, что «это предприятие было не от человеков, но от Самого Бога». Вот почему, на наш взгляд, необходимо продолжение новозаветной истории курсом церковной истории. И особенно необходимо именно в этом возрасте переоценки всего услышанного когда-то.
Первый урок этого курса мы посвящаем знакомству с книгой «Деяний Апостольских», говорим об ее авторе, о содержании. Надо сказать, что в конце предыдущего курса Новозаветной истории мы уже обращались к этой книге, когда читали о событиях Пятидесятницы, жизни первых христиан и первых гонениях от иудеев (мученичестве перводиакона Стефана). Курс этого года начинается с истории обращения Савла - будущего первоверховного апостола. В семь уроков, посвященных «деяниям апостольских» выбраны основные моменты: Апостольский Собор в Иерусалиме, Миссионерские путешествия Павла. Основная задача курса совпадает с главной целью самой книги Деяний - нарисовать картину, «как Церковь Христова, утвердившись среди иудеев в Палестине, согласно предсказанию Самого Господа, при упорном неверии главной массы иудейского народа, перешла потом в мир языческий и постепенно распространилась в Малой Азии и южной Европе».
Апостольские послания конечно сложны для восприятия 12-13-летними школьниками, но совсем исключить их из курса мы посчитали невозможным. Один урок мы посвящаем самому понятию «послания апостольские» и соборным посланиям, и один урок - посланиям Павловым. Рабочие Листы этих двух уроков представляют собой оформленные в виде свитков бланки с пустыми строчками и ссылками на отрывок, который мы предлагаем законспектировать. Важно, чтобы эти цитаты были небольшие, но запоминающиеся.
Апостольскими посланиями заканчивается непосредственное знакомство со Священным Писанием, дальнейшие уроки истории христианства позволят учащимся прикоснуться к богатейшей сокровищнице Церковного Предания. Это опять же актуально в наше нелегкое время, когда многочисленные протестантские конфессии, провозглашая принцип «Только Писание» и неизбежно создавая при этом свое предание, обвиняют православных в отрыве от Библии.
На наш взгляд, подросткам следует быть готовым к тому, что какой-нибудь проповедник пожелает посеять сомнение в их юных душах заявлением о том, что, допустим, сведений об успении Божьей Матери в Библии нет. Этот вопрос не смутит их, если они будут знать, что жизнь Церкви, основанной Господом нашим Иисусом Христом, не ограничена рамками Библии, хотя, несомненно, продолжается строго в духе Священного Писания и отсекает от себя все, несоответствующее этому духу. Понятия «Писание» и «Предание» уже рассматривались в начале курса Нового Завета, и учащиеся знают, что основания для двунадесятых богородичных праздников Церковь находит в Священном Предании. Курс Церковной истории расширяет знакомство с Преданием. Несколько уроков посвящено истории гонений, жития святых мучеников - тоже часть Церковного Предания.
Следующий большой пласт Предания - история Вселенских Соборов. Мы посчитали бессмысленным давать 12-13-летним детям для запоминания даты Соборов и догматические вопросы, обсуждаемые на них. Мы обозначаем общую причину созыва Соборов - появление у Церкви внутренних врагов - еретиков, сменивших врагов внешних - язычников. А разговор о каждом конкретном Соборе решили связать с наиболее яркой личностью участника Собора. I Вселенский Собор - это знакомство со святителями Николаем Мирликийским и Спиридоном Тримифунтским; II Вселенский Собор - Григорием Богословом и Василием Великим, VII Вселенский Собор – Иоанном Дамаскиным. Рабочие Листы этих уроков представляют собой краткие конспекты жития этих основоположников христианского вероучения, поделенные на абзацы. Учащимся предлагается озаглавить каждый абзац и таким образом выделить основные моменты жизни святого.
Пять уроков посвящены истории Русской Церкви. Неотъемлемыми являются темы «Просвещение славян святыми Кириллом и Мефодием», «Крещение Руси». Помимо них нами включены в курс: одна тема, знакомящая старшеклассником с памятником древнерусской письменности - «Словом о Законе и благодати митрополита Илариона», одна тема, по-священная иконописи Андрея Рублева и одна тема, посвященная нашим соотечественникам, пострадавшим за веру в Орде. Последний урок Церковной истории посвящен христианскому искусству - истории иконы.
В завершении курса мы предлагаем учащимся написать рассказ о своем святом покровителе, обратить внимание на то, в какой момент церковной истории он совершал свое христианское житие, каким именно опытом Богообщения он пополнил бы сокровищницу жизни Церкви в Духе Святом.
3. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС
Программа курса
1. Мы входим в храм. Повторение. Иконостас-соединение Церкви земной и Церкви Небес-ной. Бог-Троица.
2. Ангельские лики. О сотворении ангельского мира.
3. Архангелы. Об отпадении части ангелов. Архангел Михаил.
4. Праотцы. О сотворении видимого мира и человека.
5. Пророки. Пророческие образы Божьей Матери.
6. Праздничный ряд. Рождество Богородицы. Введение во храм. Благовещение.
7. Рождество Христово. Сретение Господне.
8. Крещение Господне. Иоанн Креститель.
9. Преображение Господне.
10. Вербное воскресенье.
11. Тайная вечеря.
12. Крестные страдания Иисуса Христа.
13. Пасха. Вознесение.
14. Сошествие Святого Духа на апостолов.
15. Успение Богородицы.
16. Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове.
17. Местный ряд. Царские врата. Иконы Спасителя и Богородицы.
18. Деисусный ряд. Апостолы Петр и Павел
19. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
20. О Великом посте.
21. Святители Николай Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
22. Преподобный Сергий Радонежский.
23. Преподобный Амвросий Оптинский. Его изречения.
24. Великомученица Екатерина. Великомученик Георгий.
25. Бессребреники Косма и Дамиан. Великомученик и целитель Пантелеймон.
26. «Безумием мнимым безумие мира обличившие». Блаженная Ксения Петербургская.
27. Благоверный князь Александр Невский.

Авторский курс «Православный иконостас» продолжает знакомить младших школьников с началами православной веры. «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым».1 Иконостас - образ Церкви Небесной. Собрание верующих в храме как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в об-разах иконостаса. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре. Именно поэтому мы попробовали на примере рассматривания многоярусного иконостаса – уникального явления в православной культуре - ввести детей в священную библейскую историю и как её продолжение - в историю христианской Церкви.
Основные темы, которые здесь рассматриваются - это двунадесятые праздники и лики святых. На первом уроке, вспомнив устройство храма, бегло знакомимся со строением иконостаса, для чего выдаем детям бумажную модель, которую в течение года мы будем с ними заполнять. На каждом уроке по усвоении темы мы будем вклеивать в нужное место иконостаса икону изучаемого праздника или святого. На первом же уроке мы вклеиваем икону Троицы и икону Спасителя. Далее курс построен таким образом, что, знакомясь с каждым новым образом в иконостасе, мы постепенно продвигаемся от сотворения мира до современной жизни Церкви.
Говоря об иконографии ангелов, мы рассказываем о сотворении «мира невидимого», об отпадении части ангелов и происхождении зла в мире. В качестве иллюстрации вклеиваем икону «Спас в Силах», изображающую Христа в окружении ангельских ликов, и икону Архангела Михаила в Деисусный ряд.
Рассматривая и вклеивая в праотеческий ряд иконы праотцев, мы рассказываем о сотворении «видимого мира» и человека, о грехопадении и обетовании Спасителя, подводим детей к тому, что праотцы - это те люди, из рода которых произойдет Спаситель, особо говорим о богоотцах Иоакиме и Анне.
В этом классе краткий экскурс в ветхозаветные события завершается рассказом о пророках. Коротко говорим о все большем отпадении согрешивших людей от Бога, о посы-лании к ним вождей для вразумления и памятования о Едином Боге, о Моисее и данных через него десяти заповедях. Для знакомства детей в этом возрасте с пророками мы выбрали личности Давида и Соломона. Вклеивая их изображения в пророческий ряд, обращаем вни-мание на икону в центре этого ряда. Образ Богородицы «Знамение» - именно Она является «предметом» всех пророчеств, Её награждали пророки всевозможными символическими эпитетами. Из всего многообразия пророческих образов Богоматери, мы выбрали два: «Ки-вот Завета» и «Вертоград заключенный». Последний не часто встречающийся прообраз вы-бран нами в связи с тем, что наша Воскресная школа носит название «Вертоград», и икону с таким названием мы изготавливали и украшали на уроках рукоделия вместе с детьми.
Следующий цикл уроков представляет собой краткий экскурс в новозаветную исто-рию. На протяжении примерно девяти уроков мы разбираем праздничный ряд иконостаса. Вклеивая на каждом уроке одну или несколько икон двунадесятых праздников, последова-тельно знакомим детей с событиями годового церковного круга - от Рождества Богородицы до Ее Успения. На этих уроках используем прием «реставрации текста», даем детям стихи, посвященные двунадесятым праздникам, пропуская некоторые слова, которые дети должны вставить сами. Важно, чтобы это были ключевые слова.
Знакомство с двунадесятыми праздниками позволяет лишь проложить канву новоза-ветных событий на полотне библейской истории. Для детей этой возрастной группы мы со-знательно сводим рассказ к минимуму, преследуя цель закрепить пока лишь последователь-ность событий, проследить связь ветхозаветной и новозаветной истории. В этом возрасте знания о пришествии в мир Спасителя будут восприниматься ребенком только в том случае, если они не будут отвлеченными, если они будут частью жизни семьи ребенка. Традиция Православной Церкви отмечать двунадесятые праздники в этом смысле очень ценная: вертеп на Рождество, вербочки на Вход в Иерусалим, куличи на Пасху, березки на Троицу, яблоки на Преображение - все эти неотъемлемые атрибуты народно-церковной культуры обогащают детский опыт переживания евангельских событий.
Другая сторона церковной жизни - православный пост. Этой теме естественно по-священ урок, приходящийся на время Великого поста. Объяснив назначение поста, останав-ливаемся на ключевых моментах Святой Четыредесятницы: Прощеное воскресение - Пока-янный канон Андрея Критского - Торжество Православия - Крестопоклонная неделя - Лаза-рева суббота – Вербное воскресение.
В курсе Храмоведения урок, посвященный первому знакомству с евангельской историей, у нас назывался «Иконостас - священная история в красках». Через год мы проводим урок «Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове». Мы рассказываем детям о том, как раньше люди, придя в храм и рассмотрев росписи на стенах, иконы в иконостасе, могли увидеть всю историю Божественной любви. Как Бог сотворил наш мир и как не дал людям окончательно погибнуть после того, как люди не послушались Его.
Но если иконы - это «Библия для неграмотных», то, что же такое сама Библия? Так мы подводим детей к Книге книг, в которой записаны все те священные события, которые позднее стали изображать в храме красками. В рассказе о двух больших частях Библии нам опять как нельзя лучше помогает модель многоярусного иконостаса, ведь иконостас отлично иллюстрирует связь Ветхого и Нового Завета. Верхние его ряды - Праотеческий и Пророче-ский отсылают нас к ветхозаветным событиям. Нижние его ряды - Деисусный, Праздничный, Местный - к событиям новозаветным. Сверхкратко пересказываем содержание Библии. Говорим, что первая ее часть повествует о том, как Бог сотворил мир, как первые люди согрешили и были изгнаны из Рая, как долго они потом ждали Спасителя, который придет на землю и исправит то, что они натворили, победит диавола и откроет людям дорогу в Новый Рай - Царство Небесное. Вторая часть Библии рассказывает о том, как Сын Божий родился на земле, жил среди людей, пострадал и умер на Кресте и воскрес. Как Он дал людям новые заповеди: «Любите друг друга», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». На наш взгляд, такой краткий пересказ священной истории, периодически повторяемый, позволяет не потерять нить, формирует целостную картину мира.
Говоря о боговдохновенных писателях Библии - пророках и апостолах, вновь обра-щаемся к иконостасу и ищем там их изображения. Продолжением истории, изложенной в Писании, является история, дошедшая до нас из Священного Предания, большой пласт кото-рого составляют Жития святых. Поэтому следующий цикл уроков посвящен ликам святых. Сын Божий, снизойдя до людей и открыв им путь в Царство Небесное, основал Царство Бо-жие на земле - Святую Церковь. Жизнь Церкви раскрывается через жизнь святых, а иконо-стас - не что иное, как собрание святых всех времен и народов.
Ближайшие к Спасителю святые - апостолы. В первом классе мы знакомились с апостолами-евангелистами, во втором - с первоверховными апостолами Петром и Павлом. Продолжили дело апостольской проповеди в последующих эпохах равноапостольные. Нель-зя не рассказать детям о равноапостольных князьях Владимире и Ольге, принесших апо-стольскую веру на Русь. Из сонма святителей мы выбрали для знакомства святителя Николая Мирликийского и Вселенских учителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Рассказ о дружбе и совместной учебе будущих святителей Василия и Григория - великолепный пример для подражания: «Нам известны были только две дороги: одна - в храм; другая - в училище».
Бессменный пример для учащихся - учеба отрока Варфоломея. Примеры для маль-чиков – храбрые воины за Отечество и веру великомученик Георгий Победоносец и благо-верный князь Александр Невский. Пример для девочек - невеста Христова великомученица Екатерина, образец целомудрия и чистоты. На примере блаженной подвижницы 18 века Ксении Петербургской узнаем, кто такие юродивые Христа ради - «безумием мнимым безумие мира обличившие».
Видимым результатом курса к концу года является заполненная модель иконостаса.
4. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
Программа курса
1. Катехизис. 1 член Символа веры
2. 2й член Символа веры
3. 3й член Символа веры
4. 4й член Символа веры
5. 5й член Символа веры. 6й член Символа веры
6. 7й член Символа веры
7. 8й член Символа веры• Таинство Миропомазания
8. 9й член Символа веры• Таинство Священства
9. Таинство Крещения• Таинство Покаяния• Таинство Причащения
10. 10й член Символа веры• Таинство Брака• Таинство Елеосвящения
11. 11й член Символа веры. 12й член Символа веры

Примечание: Такое распределение материала вызвано необходимостью освоить ма-териал за одно полугодие. Если есть возможность, лучше разделить некоторые уроки (например, рассказывать за один урок не больше чем об одном Таинстве).
Этот курс для 13-14-летних выпускников. Это своеобразный итог, обобщающий все пройденное ранее. Первое понятие о Боге-Троице, о Богочеловеке Иисусе Христе наши уче-ники получили еще в первом классе, сейчас настало время для систематизации знаний.
Все православное вероучение сконцентрировано в Символе веры, он и является предметом курса. Здесь мы подкрепляем свое умение ориентироваться в Священном Писа-нии. В каждом Рабочем Листе, посвященном одному из членов Символа веры, указаны ссылки, подтверждающие то или иное его положение. Короткие цитаты мы предлагаем законспектировать. Например, указана ссылка - (Мф 28:19), предлагается выписать цитату, показывающую, что наша вера в Бога-Троицу имеет основание в Священном Писании: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа".
Параллельно изучаются церковные таинства. На уроке, посвященном 8-му члену Символа веры - О Духе Святом, изучаем таинство Миропомазания. К 9-му члену Символа веры приурочено таинство Священства. 10 член Символа веры, несмотря на то, что говорит лишь о таинстве Крещения, принято связывать со всеми семью таинствами. Поэтому на этом уроке идет речь о Крещении как двери в церковную жизнь и о восполнении благодати Кре-щения в таинствах Покаяния и Причащения.
Цель курса - объяснить смысл каждого таинства, показать, что все таинства Право-славной Церкви установлены самим Господом, найти подтверждение этому в Священном Писании. Но главная задача - донести до детей мысль о том, что никакие знания о Боге не смогут приблизить к Нему, если не будет единения с Творцом через Им самим установлен-ную таинственную церковную жизнь. Смысл изучения таинств именно в том, чтобы прочувствовать их важность, их преображающее воздействие на жизнь христианина. Ведь именно в этом отличие православного понимания таинств от протестантского: это не просто совершение символических действий в воспоминание того или иного библейского события, это действие благодати Божией во «исцеление души и тела и в жизнь вечную».
В вышеуказанной раздаче этот курс был дан не полностью. Поэтому выкладываю более полную версию
5. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ИМЯСЛОВ
Программа курса
1. Завещанный образ родного языка
2. Азъ и Буки
3. Веди и Глаголь
4. Добро и Живете
5. Есть и Ять
6. Зело и Земля
7. Иже и И десятиричное
8. Како и Людие
9. Мыслете и Нашъ
10. Онъ, Омега и Отъ
11. Покой и Рцы
12. Слово и Твердо
13. Укъ и Херъ
14. Фертъ и Фита
15. Цы и Червь
16. Ша и Шта
17. Еръ, Ерь и Еры
18. Я и Юсъ малый, Ю
19. Кси и Пси
20. Ижица
21. Азбучная молитва
22. Стихи
23. Зачет
Методическая разработка уроков на основе книги Н.П. Саблиной «Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты». Сама автор охарактеризовала свою книгу как сборник «научно-популярных рассказов о Букве в Духе: о досточестной внешней красоте каждой буквы, или ее образе; о духовно-мистической сущности алфавита и символизме буквенных имен».
Составители постарались исполнить пособие в этом же ключе. Каждый урок рабочей тетради посвящен двум буквам, рассказу о их названии, происхождении. Также на листе, посвященном букве, приведены начинающиеся с нее слова под титлами, имена и их значения, краткий словарик часто встречающихся слов, икона Богородицы, название которой начинается с этой буквы, икона святого, загадки. Половину листа занимает пропись. Лист украшен всевозможными вариантами заставных буквиц, но предусмотрено и место для того, чтобы учащийся сам смог нарисовать красивую буквицу.
Уроки дополнены оригинальными азбучными стихотворениями Ларисы Дорофеевой на современные темы, ярко свидетельствующими о том, что язык нашей Церкви – живой.
6. ОСНОВЫ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОЙ ГРАМОТЫ.
Программа курса
1. Ажурное надстрочье
2. Слова под титлами
3. Буквенная Цифирь
4. Чередование согласных.
5. Звательный падеж
6. Неполногласие.
7. Глагол «Быти»
8. Правила чтения. Псалом 1.
9. Местоимения личные 1 и 2 лицо
10. Местоимения личные 3 лицо
11. Псалом 90. Чтение
12. Псалом 33. Чтение
13. Псалом 50. Чтение
14. Глаголица и кириллица
15. Зачет

Краткий курс «Основ церковнославянской грамоты» является продолжением курса «Церковнославянский язык. Имяслов». На первом этапе обучения учащиеся познакомились с именами славянских букв. Второй этап – изучение грамматики, овладение навыками чтения - длится одно учебное полугодие. В следующем учебном полугодии начинается изучение литургики, что является логическим продолжением курса церковнославянского языка. Дети осваивают конкретные богослужебные тексты. Рабочая тетрадь содержит основные правила, грамматические таблицы, примеры и упражнения. Отдельно предлагаются упражнения для самостоятельной работы.
7. АЛЬБОМ ВЫСТАВОЧНЫХ РАБОТ «РУКОДЕЛИЕ»
Учебно-методический комплект «Вертоград»: интервью с автором методики


27.04.2012

На VI Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» (2011 год) I место в номинации «Лучшее педагогическое исследование года» завоевала директор воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме г. Пущино Московской области Лариса Александровна Захарова. Ее учебно-методический комплект с одноименным названием «Вертоград» в декабре 2011 года также получил гриф «Допущено Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви».

– Лариса Александровна, что представляет из себя ваша школа и ваша разработка?

– Воскресная школа «Вертоград» действует при храме Михаила Архангела города Пущино Московской области уже 16 лет. Славянское слово «вертоград» означает «сад, виноградник». Такое поэтическое название наша школа приобрела благодаря матушке Ольге Свиреповой, первому преподавателю церковнославянского языка в школе. Почему так легко прижилось это имя? С одной стороны, Сам Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я – истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин 15:1). А с другой, весьма органично, что воскресная школа, выросшая при храме в городе биологов, называется садом.

Что касается учебных пособий для воскресных школ, то их разработкой мы начали заниматься лет 10 назад. За прошедшие годы наши наработки сформировались в полноценный учебно-методический комплект.

Все началось с учебных листов, состоящих из краткого конспекта урока, снабженного картинками, раскрасками и пустыми строчками, в которые ученик, под руководством учителя, должен был вписать ключевые слова.

Скажу честно, мы, начинающие педагоги воскресной школы, не были профессионалами. Например, я – выпускница Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии им. Скрябина. Позже я закончила Высшие богословские курсы при МПДА. Так и другие энтузиасты, приведя своих детей в воскресную школу, воцерковлялись и получали знания о православии вместе с ними, только на более высоком уровне, постепенно обретая педагогические и ораторские навыки и умения.

Суть нашего УМК – компиляция лучшего из уже разработанного в области преподавания в воскресных школах. Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание – запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.

Другими словами, в своем комплекте мы решили целый ряд задач: в семилетнем курсе обучения в воскресной школе мы систематизировали материал разных направлений, которые раньше преподавались разрозненно: Храмоведение (начальные понятия о Боге, о молитве, о храме), Православный иконостас (двунадесятые праздники, лики святых, подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели), Ветхий Завет, Новый Завет, История Церкви, Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия), Православный катехизис, Церковнославянский язык.

Все это существует в форме подробных рабочих тетрадей, не требующих привлечения дополнительных пособий, дабы не перегружать детей и облегчить подготовку к уроку учителей. Проверка усвоения материала и повторение производятся с помощью тестов.

Весь УМК состоит из 30 брошюр, куда входят рабочие тетради, конспекты учителя и сборники тестов по каждому предмету.

– Насколько удалось реализовать творческие педагогические задумки в разработке комплекта? Насколько сильно работа подверглась, скажем, цензуре?

– В этом плане у нас фактически не было проблем. Взяв за основу классику – Слободского, мы подошли к его текстам достаточно аккуратно. Педагогическое творчество проявлялось только там, где необходимо было сделать связки.

Некоторые изменения были внесены в процессе получения грифа, после замечаний рецензента протоиерея Виктора Дорофеева, который предложил поправить некоторые формулировки с учетом современного богословского мнения. Его замечания были учтены.

– Лариса Александровна, участвовали ли родители в формировании УМК?

– После некоторого периода апробации комплекта мы провели анкетирование среди детей, родителей и учителей: все нашли его удобным еще и потому, что в нем четко распланированы уроки, что позволяет родителям контролировать процесс обучения и самостоятельно догонять дома пропущенные ребенком занятия.

Домашних заданий у нас нет, потому что дети и без того загружены в общеобразовательных школах, кроме того многие из них занимаются в других школах, секциях и кружках.

Конечно, мы рассчитываем на то, что дети дома откроют тетрадь и что-то в ней проработают. К слову, отзывы родителей говорят, что так и происходит, более того, родители сами их изучают с большим удовольствием.

– По УМК «Вертоград» работает только ваша школа?

– Нет, уже много школ работают по ней, причем не только в России, но также на Кипре и в Болгарии, на Украине и в Белоруссии, были заказы из Финляндии.

Первоначально я сама занималась рассылкой УМК, он также был выложен на нашем сайте, и всех желающих строить по нему учебный процесс в своей школе, мы консультировали. Теперь распространением комплекта занимается издательство, которое при поддержке Благотворительного фонда святителя Василия Великого выпустило уже второй его тираж.

– Развивается ли сам «Вертоград», дополняется новыми темами и т.д.?

– В течение 10 лет комплект постоянно корректировался, что-то даже пришлось упрощать, потому что произошло общее падение уровня образования и то, что мы давали детям 10 лет назад, нынешним ученикам уже сложно воспринимать. Но в целом – это довольно устоявшийся комплект. Поскольку, получив гриф ОРОиК РПЦ, мы не имеем права вносить изменения в УМК в течение трех лет, то, если в них возникнет необходимость, они будут внесены по истечении этого срока.

В настоящее время мы работаем над пособиями для взрослых: у нас третий год работают катехизические курсы для взрослых, для которых мы делаем конспективные материалы.

– Сотрудничаете ли вы с общеобразовательными и православными школами?

– На конкурс «За нравственный подвиг учителя» мы вышли именно по инициативе нашего городского отдела образования, специалисты которого познакомились с УМК «Вертоград» и посчитали нужным выставить его на конкурс.

Понятно, что для общеобразовательных школ наш комплект целиком не подойдет, однако некоторые разработки можно взять. Так, мы рекомендовали курс «Православный иконостас», и ряд других направлений в качестве компонента культурологического характера.
Что касается православных гимназий, то для них важным условием внедрения тех или иных пособий и комплектов является гриф ОРОиК РПЦ. Теперь он у нас есть.

О методике преподавания Закона Божия Материал Л.А. Захаровой, директора воскресной школы «Вертоград»(г. Пущино, МО)
Download

Войдите для скачивания торрент-файла

Как скачивать  ·   Правила трекера



Последний раз редактировалось: Татьяна хв (2016-10-10 11:49), всего редактировалось 7 раз(а)
[Профиль]  [ЛС] 

ja33

Стаж: 6 лет 11 месяцев

Сообщений: 169

Russia

post 25-Апр-2015 20:35 (спустя 11 часов)

[Цитировать] 

Спаси Господи

_________________
Да любите друг друга
[Профиль]  [ЛС] 

voldemar13

Стаж: 2 года 9 месяцев

Сообщений: 57

Russia

post 28-Апр-2015 22:27 (спустя 3 дня)

[Цитировать] 

Христос Воскресе! Спаси Господи за труды!
[Профиль]  [ЛС] 

Татьяна хв

Стаж: 5 лет 6 месяцев

Сообщений: 56

post 20-Июн-2015 16:03 (спустя 1 месяц 21 день)

[Цитировать] 

Воистину воскресе! Smile
[Профиль]  [ЛС] 

stepan-frunze

Стаж: 7 лет 9 месяцев

Сообщений: 2565

Russia

post 21-Июл-2015 01:44 (спустя 1 месяц)

[Цитировать] 

Спаси Господи
[Профиль]  [ЛС] 

barolinda

Стаж: 2 года

Сообщений: 1

Russia

post 06-Сен-2015 17:10 (спустя 1 месяц 16 дней)

[Цитировать] 

Спасибо вам!
[Профиль]  [ЛС] 

priestvova

Стаж: 1 год 3 месяца

Сообщений: 1

post 10-Сен-2015 12:46 (спустя 3 дня)

[Цитировать] 

Добрый день.
Приношу свои извинения, но у меня вопрос. Дело в том, что в папке Богослужения есть материал только по литургии и ничего нет по вечерней службе. Появиться ли этот материал?
Заранее благодарен.
[Профиль]  [ЛС] 

Дориме

Стаж: 1 год 5 месяцев

Сообщений: 1

Russia

post 26-Сен-2015 16:31 (спустя 16 дней)

[Цитировать] 

Большое Вам спасибо. Очень рада, что такое качественное оформление.
Дай Вам Бог всех благ.
[Профиль]  [ЛС] 

Татьяна хв

Стаж: 5 лет 6 месяцев

Сообщений: 56

post 01-Окт-2015 14:55 (спустя 4 дня)

[Цитировать] 

Цитата:
Добрый день.
Приношу свои извинения, но у меня вопрос. Дело в том, что в папке Богослужения есть материал только по литургии и ничего нет по вечерней службе. Появиться ли этот материал?

По вечерней службе, к сожалению, у меня нет материалов. ac
[Профиль]  [ЛС] 

Andrey Mololkin

Стаж: 3 года 2 месяца

Сообщений: 1

Germany

post 19-Сен-2016 03:14 (спустя 11 месяцев)

[Цитировать] 

Спаси Христос.
[Профиль]  [ЛС] 

терапевтнск

Стаж: 1 месяц 3 дня

Сообщений: 2

Russia

post 05-Ноя-2016 09:45 (спустя 1 месяц 16 дней)

[Цитировать] 

Добрый день. Может кто-нибудь встать на раздачу программ для воскресной школы?
[Профиль]  [ЛС] 

терапевтнск

Стаж: 1 месяц 3 дня

Сообщений: 2

Russia

post 06-Ноя-2016 22:23 (спустя 1 день 12 часов)

[Цитировать] 

Спаси Господи! Все в одном месте. Давно искал этот материал.
[Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 08-Дек 22:22

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы