История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.
Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.
Вместе с Цареградской иконой Пресвятой Богородицы преподобному Евфросину, по-видимому, была открыта тайна о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле.
Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, ученик прп. Евфросина старец Спасо-Елеазаровской обители игумен Филофей объявил всему миру: "Москва - Третий Рим", - и добавил: "Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Псковском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.
Цареградская икона Б.М. написана древним греческим письмом на кедровых досках, плотно склееных и плотно приложенных одна к другой.Мера ее в вышину три четверти аршина, в ширину - девять с четвертью вершков, в толщину полных полвершка. Изображение на ней Б.М. поясное. Лик Богоматери несколько склонен налево к находящемуся на левой Ее руке Богомладенцу Господу нашему Иисусу Христу, а правая Ее рука приложена к Его груди. Молитвенный взор Богоматери исполнен сострадания и соболезнования о грешных. Богомладенец же Христос Господь изображен несколько восклонившимся к Богоматери с поникшей головой и взором, обращенным направо. В Его взоре видна не стоько милость, сколько строгость, похожая на гнев к согрешившим. Правой рукой Он держит конец литона, коим покрыта глава Богоматери и Ее правое плечо, а левой - Духа Святаго в виде голубя, готового слететь и почить на раскаявшихся. Правая нога Спасителя свесилась долу, как бы готовая стать в помощь погибающим , если они истинно покаются, а левая нога поднята так, чтобы от себя с силою дать толчок отриновения нераскаянному грешнику. По одеждам Богоматери и Предвечного Младенца пробликнуто золотом.