На церковно-славянском языке
Лев Конторович, тенор (1???3, 5, 6), Михаил Никифоров, бас (3, 6), Александр Юденков, тенор (7)
Колокола Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры (1, 5, 9)
Московский хор молодежи и студентов при Музыкальном обществе г. Москвы (1???9), хормейстер ??? Лев Конторович
Камерный хор Московской консерватории (10???21)
Дирижер ??? Борис Тевлин
Запись 1988 года (1???9); запись по трансляции из Большого Зала Московской консерватории 06.04.2008 г. (10???21).
Публикуемая на диске композиция под названием «Древнерусская Всенощная» создана выдающимся ученым-медиевистом Татьяной Феодосьевной Владышевской как своеобразное приношение празднованию тысячелетия Крещения Руси св. Владимиром. Ее исполнительское воплощение одним из ведущих российских хоровых коллективов советской эпохи ??? Московским хором молодежи и студентов под руководством Бориса Тевлина, ??? помимо решения творческих задач, в те годы служило и высокой просветительской цели: привлечь внимание широкого круга слушателей, в течение долгих десятилетий отлученных от могучего пласта отечественной духовной культуры, к церковной музыке старозаветной Руси.
Следует отметить, что перед нами отнюдь не циклическое произведение: в эпоху, предшествующую появлению русского барокко, отечественная хоровая литература не знает целостных Всенощных или Литургий. Композиция включает в себя песнопения из наиболее древних манускриптов, которые поддаются расшифровке. В основном (за исключением двух фрагментов) богослужебный текст послениконовский, т.е. соответствующей современной церковной практике.
К группе более древних распевов из представленных на диске можно отнести знаменный, две его модификации (большой и малый знаменный) и путевой распевы. Знаменный (т.е. записанный «знаменами» ??? русскими невмами) распев был основным в русской церковной практике и назывался еще «столповым» (т.е. являлся как бы «столпом», на котором держится церковная музыка). Песнопения данного стиля являлись звуковым выражением молитвенного состояния «похвалы», т.е. прославления Бога. Большой знаменный распев, как и путевой, связаны скорее с эмоциональным состоянием «радования», «ликования», отсюда широта мелодики, экстатическая приподнятость звучания. Слово здесь подчинено музыке ??? поэтому распевщики в целях расширения мелодической фразы зачастую вводили в песнопения посторонние текстовые вставки, представляющие собой искаженные греческие слова. Одна из таких вставок ??? «аненайка» ??? звучит в №1. Приспособлением столпового распева к богослужебным реалиям эпохи «оскудения благочестия», предшествующей никоновской реформе, является малый знаменный распев, сущность которого ясно выражена в его названии.
Греческий распев возник в Москве в середине XVII столетия как синтез поздневизантийской мелодики и русского ладового мышления, а киевский тогда же принесен в Россию украинскими певчими. Оба стиля роднит приближенная к фольклору своего времени рельефная мелодика, простота и доступность ??? здесь причина популярности данных распевов в новые и новейшие времена.
Наряду с хоровой музыкой в композиции представлены погласицы ??? мелодические формулы для различных богослужебных чтений. Погласицы передаются в устной традиции и для данной композиции расшифрованы с полевых записей.
В качестве солистов в рекординг-сессии «Древнерусской Всенощной» участвовали талантливые музыканты со счастливо сложившейся последующей исполнительской судьбой. Лев Конторович ??? тогда стажер-хормейстер ??? ныне заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории, а Михаил Никифоров и Александр Юденков (в прошлом студенты дирижерско-хорового факультета) ??? известные певцы, выступающие на мировых оперных сценах.
Основные стили и направления русской духовной музыки последних двух с половиной веков представлены во второй части альбома. Особенный интерес вызывает сочетание произведений, ставших поистине классикой церковного искусства России и малоизвестных сочинений маститых авторов, прославивших себя на светском композиторском поприще. Эта программа записана Борисом Тевлиным с его прославленным Камерным хором Московской консерватории.
А. Шольц
Борис Григорьевич Тевлин (родился 12 июля 1931 года в Саратове) принадлежит к числу всемирно извест¬ных хоровых дирижеров. В 1957 году окончил с отличием Московскую консерваторию по двум специальностям: как хо¬ровой дирижер (класс профессора В.П. Мухина) и органист (класс профессора А.Ф. Гедике); аспирантуру под руковод¬ством профессора А.В. Свешникова окончил в 1962 году.
Профессиональная дирижерская деятельность Бориса Тевлина в течение 40 лет (с 1963 по 1993 год) была связана с Московским хором молодежи и студентов. Под его управле¬нием коллектив завоевал широкое международное признание, о чем свидетельствуют яркие победы Хора на международных конкурсах: имени Гвидо д???Ареццо (Италия, 1970), «Таллинн-72» (Эстония); Варна (Болгария, 1975); Корк (Ирландия, 1981); Толоса (Испания, 1989).
С 1979 по 1991 год Борис Тевлин возглавлял Хор студентов Московской консерватории. Именно в эти годы впервые в исто¬рии факультета началась широкая концертная деятельность коллектива, как на родине, так и за рубежом (Венгрия, Германия, Польша, Франция), осуществлено большое число записей.
Борис Тевлин преподаёт в Московской консерватории с 1959 года, с 1981 года ??? профессор, с 1993 по 2007 год ??? заведующий кафедрой хорового дирижирования. В 1987 году Борис Тевлин основал знаменитый «Смешан¬ный хор дирижеров-хормейстеров России», в 1994 ??? возглавил Российско-Американский хор.
С 1995 года ??? организатор и бессменный руководитель Камерного хора Московской консерватории. Возглавляемый Борисом Тевлиным, Камерный хор стал лауреатом «Grand Prix» и обладателем дух золотых медалей Международного конкурса хоров в Рива дель Гарда (Италия, 1998); лауреатом I премии и обладателем Золотой медали Первого Международного конкурса хоров им. Брамса в Вернигероде (Германия, 1999); лауреатом I премии XXII Международного конкурса православной церковной музыки «Хайнувка» (Польша, 2003); победителем I Всемирной хоровой Олимпиады в Линце (Австрия, 2000). В 2008 году запись Камерного хора под управлением Б.Г. Тевлина русской хоровой оперы Р. Щедрина «Боярыня Морозова» удостоена престижной премии «ECHO Klassik 2008» в категории «Лучшее оперное исполнение года», номинация «Опера XX???XXI века».
С 2007 года ??? инициатор создания, художественный руководитель и главный дирижер мастер-класса «Национальный молодежный хор российских консерваторий».
С 2008 года ??? художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического русского хора имени А.В. Свешникова.