ПРЕДИСЛОВИЕ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВЫ 6
1) В чем состоит христианское совершенство? Для стяжания его необходима брань. Четыре вещи, крайне потребные для успеха в сей брани 6
2) Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя 11
3) О надежде на единого Бога и уверенности в Нем 14
4) Как можно узнать, с ненадеянием ли на себя и совершенной надеждой на Бога действует кто 16
5) О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью 17
6) Некоторые ведения, служащие к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования на Бога 18
7) О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением 19
8 ) О том, почему неправо судим мы о вещах и как стяжать правые о них суждения 21
9) О хранении ума от бесполезного многоведения и праздной пытливости 22
10) Как обучить волю свою, чтобы она во всех делах своих, и внутренних, и внешних, как последней цели искала одного благоугождения Богу 24
11) Некоторые напоминания, могущие подвигать волю нашу на желание всяким делом благоугождать Богу 29
12) О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собой 30
13) О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях 33
14) Как быть, когда высшая, разумная воля кажется совсем будто побеждаемой волей низшей и врагами 38
15) О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно 40
16) Как воину Христову следует утром устрояться на брань 43
17) В каком порядке следует нам поборать свои страсти 46
18) Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей 46
19) Как поборать плотские страсти 49
20) Как поборать нерадение 54
21) Об управлении и добром пользовании внешними чувствами 58
22) О том, что те же чувственные предметы, о которых мы говорили, бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших чувств, если от них будем мы переходить к помышлению о воплощении Бога Слова и о таинствах Его жизни, страданий и смерти 65
23) Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам 67
24) Общие уроки об употреблении чувств 70
25) О том, как управлять языком 74
26) Как исправлять воображение и память 78
27) Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре препобеждать врагов своих 87
28) Что делать, когда бываем уранены на брани 89
29) Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной со всеми и как прельщает людей разных нравственных состояний 91
30) Как диавол утверждает грешников в рабстве греху 92
31) Как враг удерживает в своих сетях тех, кои сознали бедственное свое положение и хотят избавиться от него, а к делу не приступают. И отчего добрые наши намерения нередко не приводятся в исполнение 93
32) О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь 96
33) Как враг отклоняет от добрых дел и портит их 99
34) Как враг самые добродетели обращает во вред делателям 102
35) Некоторые указания, благопотребные в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели 108
36) О порядке стяжания добродетели 111
37) Какие расположения требуются для успеха в стяжании добродетелей вообще, и как вести дело навыкновения в одной какой 112
38) В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно 115
39) Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию 116
40) Должно любить случаи к добродетелям, особенно затруднительные 118
41) Как в разных случаях можно преуспевать в одной и той же добродетели 121
42) Сколько времени надлежит упражняться в каждой добродетели и какие признаки преуспеяния в ней 122
43) О том, что не следует слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей, предаваясь всецело в волю Божию 126
44) Предостережение от злых советов диавола в добром 127
45) Если судим строго ближних, то это от зысокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть эту склонность 130
46) О молитве 132
47) Что такое умная, или внутренняя, молитва и каких видов она бывает 138
48) Как научиться молиться сим образом 140
49) О молитве своей, самим молящимся слагаемой 143
50) О кратких молитовках, или кратких молитвенных к Богу воздыханиях 145
51) О молитве Иисусовой 147
52) Способствование к успеху в навыкновении молитве 151
53) Дело молитвы в невидимой брани 154
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 156
1) О пресвятом Таинстве Евхаристии 156
2) Как надлежит принимать Святое Таинство Евхаристии, или принимать Христа Господа таинственно — в Таинствах 157
3) Как углублением в Таинство Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу 160
4) О причащении духовном 166
5) О благодарении Бога 168
6) О преданности в волю Божию 170
7) О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца 172
8 ) О хранении и испытании совести 178
9) О приготовлении к брани с врагами в час смертный 182
10) О четырех бывающих в час смерти искушениях вражеских. Первое искушение — против веры — и о способе преодоления его 184
11) Второе искушение в час смерти — отчаянием 185
12) Третье искушение в час смерти — тщеславием 186
13) Четвертое искушение в час смерти — призраками 187
14) О духовном мире сердца 188
15) О способах к хранению мира внутреннего 190
16) Мало-помалу установляется мир в сердце 191
17) Для мира сердца надо убегать почестей и любить смирение и нищету 192
18) Необходимо душе пребывать уединенной в себе, чтобы Бог осенил ее миром Своим 194
19) О благоразумии в делах любви к ближним для мира душевного 195
20) Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу 197
21) Не ищи утех и наслаждений, а единого Бога 200
22) Не малодушествуй, когда отходит или пресекается внутренний мир 201
23) Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюдись 202
24) Не должно смущаться оскудением духовных чувств и другими внутренними искушениями 205
25) Искушения всякие во благо нам посылаются 206
26) Врачевство против смущения какими-либо легкими погрешностями и слабостями 209
27) Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный 211