Р.Б.А
Стаж: 14 лет
Сообщений: 5789
|
О святости Год: 2003 Автор: Людмила Ильюнина Жанр: Православие Издательство: Паломникъ. Москва ISBN: 5-87468-176-0 Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 259 Описание: Святость — это тайна Божия, и когда о ней пишут научные труды, где всё разложено по полочкам, где даты и факты преобладают, то что-то теряется. Краткие незавершённые заметки — может быть лучший способ говорить о неуловимом, мирским человеческим умом непостижимом чуде святости. Так и задумывалась эта книга. В ней важна работа читателя: ему самому нужно собрать разбросанные по статьям наблюдения, мысли, исторические примеры и примеры из современности в единую цельную картину, воспроизводящую суть православной святости. Оглавление О СВЯТОСТИ / Людмила Ильюнина Предисловие О ступенях восхождения О языке житий Как читать жития святых О различных служениях О страхе О чудесах О болезнях О достоверности Греческое и русское благочестие «Несть эллина, ни иудея» О национальном начале у святых Как католики понимают святость О преемственности О радости О священстве О простоте О святости Церкви О святых последних времён О любимых святых О соборном начале Страсть по старцам Слава Богу за всё О Таинствах О мощах Святые и их время Об идолопоклонстве Православные братства О резком слове О псалмопении О благодати Об одиночестве О лени О сновидениях Из плена жизни Сердечное православие О дружбе Божия Матерь и отодвинутые сроки Как католики понимают святость? (стр. 75-78) О различии между православным и католическим идеалом святости написано немало. Но, как известно, даже самые сложные догматические проблемы легче всего понимаются при помощи конкретных примеров. И вот — ярчайший пример нашего времени, почитаемая на Западе как святая ещё при жизни наша современница — мать Тереза. О её деятельности мы знаем немало. Почти все её подвиги широко освящались в различных СМИ. Что само по себе тоже является именно проявлением западного «свидетельства» или миссионерства. В одно время с матерью Терезой жила православная монахиня — старица Гавриилия. Она тоже занималась с прокажёнными в Индии. Тоже ездила по всему свету, помогая людям переносить их физические недуги (она была врачом), она, несомненно, была миссионером. Но о ней не писали в газетах, не брали интервью, не снимали её в группе политиков или высших иерархов — православному подвижничеству всё это чуждо. Узнали о матушки Гавриилии только после её кончины, когда ученики собрали её высказывания и издали книгу. Сейчас она вышла и на русском языке. Поучения матушки Гавриилии на самом-то деле даже нельзя назвать поучениями — это беседы, простой разговор с близкими людьми. Она просто делится воспоминаниями о том, что ей пришлось увидеть и пережить за время её странствий. И если просмотреть тематический указатель в конце книги, вы с удивлением заметите, что матушка совсем не говорит о стремлении к святости, не говорит о самоиспытании. Для того чтобы понять, как католический идеал отличается от православного, достаточно открыть последнюю книгу матери Терезы «Нет больше той любви...». Вся она пронизана сознательным стремлением к святости. В книге есть главка «О святости», и там даётся пример характерной католической молитвы: «Он — Бог, Который нас любит, Тот, кто нас создал. Обращаясь к Нему, мы можем просить Его: «Отче мой, помоги мне! Я хочу быть святым, я хочу быть добрым, хочу любить!» Святость — не роскошь, предназначенная для некоей элиты; она уготована отнюдь не для некоторых избранных. Мы все призваны к ней, и ты, и я, и все остальные». Я сказала, что это характерная католическая молитва, потому что прошение о святости встречается в жизнеописаниях и древних, и новых католических святых, оно, по свидетельству лично мне знакомых западных людей, и для рядовых католиков является обычным. Мать Тереза в той же книге констатирует «Сказать: «Я хочу быть святым»,— это значит встать на путь Божий, на путь спасения. Православный подвижник на это бы ответил: «Сказать: “Я хочу стать святым”,— это значит встать на путь прелести, самообольщения и самолюбования». И так, совершая даже великие дела милосердия, можно жить, постоянно внутренне ублажая себя своей святостью. Но мы, православные неофиты, часто сами того не осознавая, встаём на тот же путь. В «беседе по душам» с одной женщиной я услышала: «Я постоянно думаю о том, какой меня задумал Бог. Какой я должна быть. И каждый день отмечаю, что я сделала против того святого образа». — «Мы не должны себя оценивать по шкале святости»,— сказала я ей. А она очень удивилась: «А разве не этому учат нас Отцы?» — «Нет, они учат нас смотреть не вперёд на нашу святость, а всегда смотреть на настоящую нашу греховность». Из житий православных святых мы знаем, что никто из них не думал, что он свят, даже не предполагал в себе каких-то начатков святости. И из века в век повторялось поучение: «Не великое дело увидеть ангела, великое — увидеть свои грехи, как песок морской». Божия Матерь и отодвинутые сроки (стр. 249-251) Афон называют «Садом Пресвятой Богородицы». Божия Матерь хранит Свой земной удел. И в наши дни на Святой Горе было и есть много святых старцев. Они предупреждают нас о том, что Божия Матерь ждёт от нас покаяния, и о том, что время сокращается, но бояться и унывать не надо. Вот слово одного из афонских старцев, ватопедского старца Иосифа, ученика знаменитого Иосифа-исихаста, недавно сказанное русским паломникам и записанное ими на аудиокассету (даём в переводе В. Василика): «Сейчас мы переживаем действительно последние дни, и существует много обманов, обольщений, подмен. И поэтому надо постоянно напоминать народу, что христианство — это Откровение, Апокалипсис. И не требует ни приложения, ни развития, ни изъятий. Ведь пришёл Тот, в Котором всё и через Которого всё. И поэтому народ православной страны не нуждается ни в каких иноземных пропагандах. Именно это нужно изъяснять людям в первую очередь. Мы не учим человеческими учениями и не выдвигаем на первый план человека. Мы возвращаемся к Тому Богу, Который был, есть и будет. Мы умоляем Его: “Оставь нам грехи. Даруй нам благодать и соедини нас с Тобою”». Говоря об этом постоянно, можно защитить народ, чтобы он не поддался уловкам нынешнего века. Главным делом монаха, всякого христианина является сохранение и спасение своего ближнего. Наши отцы сказали нам, а мы сейчас издали книгу о последних временах, с недавними пророчествами об антихристе современных греческих отцов: мир почти в стадии окончания времён, многое уже начинает проявляться. Мы, конечно, не сосредоточены на этом, нас прежде всего должно интересовать не это. Главным для нас всегда должна быть борьба с грехом, чистота нашего сердца и жизнь со Христом. Не стоит специально готовиться к концу мира, думать, где бы спрятаться от антихриста. Подготовиться очень легко: в этот час мы должны обратиться ко Христу, просить Его, чтобы Он простил нам наши ошибки, наши грехи и помог нам всё претерпеть. То же самое было с мучениками: приходили мучители, хватали их, а они исполняли заповедь: «Положите на сердце не думать заранее, что отвечать, ибо Господь даст вам». И так было. В ответственные моменты та благодать, которая есть внутри нас, даёт нам силу. И надо помнить, что христианство всегда, во все времена — это исповедание. Греховность повсюду разливается в мире, верующих совсем мало. Быть верующим в наше время — уже это требует постоянного исповедания. Конечно, последние дни придут. Но, однако, не бойтесь, не трепещите — с нами Бог! Файлы книги на облачном хранилище
|