Память 24 июля (Греч.)
Достоверных исторических свидетельств о жизни Афинагора практически не сохранилось. Основные источники по ранней истории Церкви («Церковная история» Евсевия Кесарийского, трактат блж. Иеронима «О знаменитых мужах» и др. не упоминают об этом апологете.
Наиболее достоверная, но скудная информация содержится в сочинениях самого Афинагора: апологии «Предстательство за христиан». Относительно атрибуции последнего высказывались сомнения (H. Lona), однако анализ языка и содержания труда дает основания с большой долей вероятности говорить о принадлежности его Афинагору. (B. Pouderon, N. Zeegers). Оба сочинения Афинагора сохранились в единственной рукописи нач. X в., где их автор назван «афинянином и христианским философом». В качестве адресатов апологии указаны императоры Марк Аврелий и Коммод; т. о., время ее написания следует отнести к периоду их совместного царствования (176-180), скорее всего с учетом императорских титулов «армянский и сарматский» и параллелей с актами лионских мучеников, к 177 году (W. Frend). Само название апологии; - посольство, предстательство, прошение намекает на личное вручение ее императорам, что, возможно, является лишь литературным приемом. Цитата из апологии с указанием имени автора приводится в соч. сщмч. Мефодия Олимпийского «О воскресении», которое сохранилось в отрывках у свт. Епифания Кипрского. Сведения об Афинагоре содержатся также в «Церковной истории» автора V в. Филиппа Сидета, дошедшей до наст. времени в катенах Никифора Каллиста. Он называет Афинагора первым руководителем Александрийского училища и учителем Климента Александрийского, а также сообщает, что Афинагор, будучи язычником, еще до Цельса собирался написать трактат против христиан, с этой целью начал читать Свящ. Писание, но был настолько пленен Св. Духом, что, подобно ап. Павлу, из гонителя обратился в учителя веры и «стал проповедовать Христианство, сохраняя мантию философа». Сведения Филиппа, которого уже в древности считали недостоверным и посредственным историком, содержат несколько хронологических неувязок, ставящих под сомнение их ценность (B. Pouderon): история Александрийского училища, изложенная этим автором, противоречит данным Евсевия Кесарийского, а указание на то, что Афинагор подал «Прошение» императорам Адриану и Антонину Пию, не соответствует надписанию и содержанию апологии. Впрочем, отдельные исследователи склоняются к тому, чтобы признать достоверность сообщения Сидета (L. Barnard). Выдвигалась гипотеза, что Афинагор был основателем не знаменитого Александрийского огласительного училища, а частной «философско-христианской» школы в Александрии, наподобие школы мч. Иустина Философа в Риме (П. Мироносицкий). Предполагалось также, что Афинагор жил в Малой Азии (поэтому сведения о нем сохранились у малоазийских авторов). Кроме того, свт. Фотий упоминает некоего философа Афинагора, которому александриец Воиф посвятил свое соч. «О трудных изречениях у Платона», однако отождествлять его с апологетом нет достаточных оснований (B. Pouderon).