Loading...
Error

Святитель Василий Великий - Беседы на псалмы [Виталий Редько, 2007, MP3, 80 Kbps]

Ответить на тему
Статистика раздачи
   
 
Автор Сообщение

NikTorr

Стаж: 13 лет

Сообщений: 768

post 15-Фев-2013 21:33

[Цитировать] 

Беседы на псалмы

pic
Год выпуска: 2007
Автор: Святитель Василий Великий
Исполнитель: Виталий Редько
Жанр: Святоотеческое наследие
Издательство: Студия "Свирелька"
Тип: аудиокнига
Продолжительность: 07:10:38
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 80 Kbps
Содержание: 01. Бeceдa нa пepвyю чacть пepвoгo пcaлмa
02. Бeceдa нa пcaлoм ceдьмoй
03. Бeceдa нa oкoнчaниe чeтыpнaдцaтoгo пcaлмa и нa pocтoвщикoв
04. Бeceдa нa пcaлoм двaдцaть вocьмoй
05. Бeceдa нa пcaлoм двaдцaть дeвятый
06. Бeceдa нa пcaлoм тpидцaть втopoй
07. Бeceдa нa пcaлoм тpидцaть тpeтий
08. Бeceдa нa пcaлoм copoк чeтвepтый
09. Бeceдa нa пcaлoм copoк пятый
10. Бeceдa нa пcaлoм copoк вocьмoй
11. Бeceдa нa пcaлoм пятьдecят дeвятый
12. Бeceдa нa пcaлoм шecтьдecят пepвый
13. Бeceдa нa пcaлoм cтo чeтыpнaдцaтый
Автор
Святитель Василий Великий.
Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник монашеского общежития.
Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дед и бабка пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином.
По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи), заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь.
Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенском собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие.
Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии.
Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.
Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей.
его труды
Святитель Василий Великий
[Basil the Great]
Особенности
* Один из трех «великих Каппадокийцев»
Семья
Родился он в Кесарии Каппадокийской
Год рождения св. Василия предполагают 330 (между 329 и 331 гг.). Происходил св. Василий из богатого известного в Понте и Каппадокии рода.
* бабка Макрина
* отец Василий и мать Еммелия
* пять сестер, старшая — Макрина
* пять братьев, (Григорий, епископ Нисский; Петр, епископ Севастийский; Навкратий — юрист)
Образование
Воспитанием его занималась, главным образом, бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского
Первоначальным обучением руководил отец, всеми уважаемый ритор в Понте.
Дальнейшее образование св. Василий получил в Кесарии Каппадокиской, в Константинополе, и, наконец, в Афинах.
Здесь он встретился со св. Григорием Богословом и между ними завязалась дружба, установилась глубокая духовная близость.
Служение
Возвратившись около 359 г. в Кесарию, св. Васлиий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.
Крещение
В это время он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца.
Путешествие (около 2 лет)
Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко познакомился с жизнью подвижников.
Жизнь в пустыне
По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близ Неокесарии предался аскетическим подвигам. Здесь часто навещал его св. Григорий Назианзен; подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Свящ. Писания и твореий св. отцов Церкви и церковных писателей. Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений Оригена под названием «Оригенус филокалиа» — «Добротолюбие Оригена» (нельзя путать с «Добротолюбием», составленным в конце XVII в. Макарием Коринфским и св. Никодимом Святогорцем, и представляющим собой собрание аскетических творений IV–XV вв.).
Из Φιλοκαλια, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином см. два обширных отрывка из книги 3 и из книги 4 «О началах»
+ св. Василий с помощью св. Григорий Назианзена написал Правила монашеской жизни.
Пресвитер
Около 363 г. преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал св. Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал своим помощником в проповедничестве и в административных делах.
В эти годы с воцарением Валента усилилось движение арианской ереси; опасность ее распространения стала испытывать и Кесарийская область. Св. Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостал арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия, так как епископ Евсевий богословски был мало образованным человеком. Поставленный из мирян Евсевий с трудом разбирался в тяжелой церковной обстановке.
+ полемика св. Василия с Евномием,
+ второе собрание монашеских правил,
+ беседы на Шестоднев,
+ беседы на псалмы и др.
Епископ
По смерти епископа Евсевия († 370) св. Василий был избран его преемником.
В звании архиепископа Кесарийского св. Василий являлся руководителем около 500 епископов своего округа.
Примечательно, что св. Василий Великий рукоположил в сан диакона преподобного Ефрема Сирина и хотел хиротонисать его в сан епископа, но Преподобный уклонился.
+ послания, напр. св. Амфилохию Иконийскому и св. Амвросию Медиоланскому
+ литургия, носящая его имя,
+ составленные им молитвы и
+ правила для монашествующих.
Главной своей задачей св. Василий считал защиту православной веры от еретической смуты арианства.
Кончина
Скончался св. Василий 1 января 379 г. Ему не было еще пятидесяти лет. Он сгорел в ужасном пожаре, который пылал на Востоке и который он самоотверженно тушил.
Сочинения
Свт. Василия Великого
Сочинения свт. Василия Великого в виде таблицы
1. Догматико–полемические творения.
«Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» или «Против Евномия» 5 книг (написано в 363 или 364 гг.).
В первой книге разбирается учение Евномия о Боге Отце
Во второй книге доказывается единосущие Сына Божия с Отцом
В третьей книге опровергаются возражения Евномия против единосущия и равенства Духа Святого с Сыном и с Отцом.
В четвертой и пятой книгах дается сокращенное повторение доказательств единосущия Сына и Духа Святого с Отцом и продолжается разбор мест Свящ. Писания, приводившихся арианами против учения о Божестве Сына Божия.
Исследователи признают эти две книги позднейшей прибавкой, составленной по материалам сочинений св. Василия или Аполлинарием Лаодикийским, или Дидимом Александрийским. [Скурат К.Е]
О сочинении архим. Киприан (Керн).
«О Святом Духе» или «Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому» — написано около 375 г против учения Аэция, причислявшего Святого Духа к тварям. Аэциане, исходя из этой мысли, не считали возможным прославлять Святого Духа вместе с Отцом и Сыном.
О сочинении архим. Киприан (Керн).
2. Сочинения экзегетические
«Беседы на Шестоднев»
а) Девять бесед на Шестоднев
Беседа 1. В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1).
Беседа 2. О том, что земля бе невидима и неустроена (Быт. 1, 2).
Беседа 3. О тверди.
Беседа 4. О собрании вод.
Беседа 5. О прозябениях земли.
Беседа 6. О сотворении небесных светил.
Беседа 7. О пресмыкающихся.
Беседа 8. О птицах.
Беседа 9. О животных земных.
б) Десятая и одиннадцатая беседы о человеке
(«Журнал Московской Патриархии», 1972, № 1, с. 30–38, № 3, с. 33–40).
Беседа 10. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека «по образу...».
Беседа 11. Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского.
О сочинении архим. Киприан (Керн).
«Беседы на некоторые псалмы»
(На псалмы: 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114)
О сочинении архим. Киприан (Керн).
«Толкование на 16 глав пророка Исаии»
Теперь уже не считается произведением св. Василия.
Полагают, что комментарии составлены каким-то пресвитером, современником св. Василия, по оставленным им материалам и изданы после его кончины.
О сочинении Архим. Киприан (Керн).
3. Аскетические творения
«Предначертание подвижничества»
— увещание ищущим христианского совершенства смотреть на себя, как на духовных воинов Христа, обязанных со всей тщательностью вести брань духовную и выполнять свое служение, чтобы достигнуть победы и вечной славы.
«Слово подвижническое и увещание об отречении от мира» — содержит призыв к отречению от мира и нравственному совершенству. Автор сравнивает жизнь мирскую с монашеской и отдает предпочтение последней, не осуждая и первой; дает наставления относительно различных благочестивых упражнений и описывает степени христианского совершенства, которые достигаются только великими трудами и постоянной борьбой с греховными стремлениями.
«Слово о подвижничестве»
(первое)
— в кратких положениях дает превосходные предписания для всего поведения монаха и вообще для духовной жизни, чтобы она во всех отношениях отвечала требованиям аскетического совершенства. Это слово служит введением к Правилам, пространно изложенным и кратко.
Два трактата, которые служат введением к Нравственным правилам:
1
«О суде Божием»
Автор говорит, что во время своих путешествий он наблюдал бесконечные пререкания и раздоры в Церкви, и, что всего печальнее, сами престоятели разногласят в убеждениях и мнениях... он нашел, что такие разногласия и распри между членами Церкви происходят вследствие отступления от Бога, когда каждый выбирает для себя теоретические и нравственные правила по своему произволу... После увещаний о соблюдении единомыслия, автор напоминает о проявлениях божественного суда в Ветхом и Новом Завете и указывает на необходимость для всех знать закон Божий, чтобы каждый мог повиноваться ему... Ввиду сказанного св. Василий почел за нужное изложить сперва здравую веру и благочестивое учение об Отце и Сыне и Святом Духе, а к сему присовокупить и нравственные правила.
2
«О вере»
Изложение здравой веры. Он говорит, что будет излагать только то, чему научен богодухновенным Писанием, остерегаясь тех имен и изречений, которые не находятся буквально в божественном Писании, хотя и сохраняют мысль, содержащуюся в Писании. Затем в сжатом виде излагается учение Свящ. Писания об Отце, Сыне и Святом Духе с увещанием учителям быть преданными этой вере и остерегаться еретиков.
В заключение св. Василий вспоминает о своем обещании изложить и нравственное учение, которое намерен исполнить теперь, собрав в виде кратких правил запрещенное или одобренное в Новом Завете, с указанием и самых мест Свящ. Писания, чтобы читатель мог найти в Библии свидетельство на каждое правило.
«Нравственные правила»
Правила в числе 80-ти, причем, каждое подразделяется еще на главы. Правила, действительно, изложены словами Свящ. Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность, как вообще, так и специально в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные).
«Правила пространно изложенные»
(«Большой Аскетикон»)
В вопросах и ответах, состоят из 55 отдельных правил, представленных в виде вопросов монахов и ответов св. Василия или его рассуждений относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни. Как видно из предисловия, св. Василий находился в пустынном уединении, окруженный людьми, избравшими одну и ту же цель благочестивой жизни и изъявивших желание узнать нужное ко спасению. Из ответов св. Василия составился как бы полный сборник законов монашеской жизни или учение о высшем нравственном совершенстве, но без строгого плана.
«Правила кратко изложенные» («Малый аскетикон») числом 313 — также «в вопросах и ответах» (5: 191–342), содержат почти те же мысли, какие раскрыты и в пространных правилах, с тем различием, что в пространных правилах излагаются основные начала духовной жизни, общие принципы монашества, а в кратких — более специальные, частные наставления. Все эти произведения признаются несомненно подлинными творениями св. Василия.
Авторство подложно или сомнительно:
1) Два слова о подвигах иноческих (второе и третье), излагающие важнейшие обязанности монашеской жизни и увещание к исполнению их
2) «Подвижнические уставы», состоящие из предисловия и 34 глав и излагающие в простой речи правила монашеской жизни, главным образом, для пустынников
3) ́Επιτίμια — правила, определяющие наказания за нарушение иноческих обязанностей монахами (60 правил) и монахинями (19 правил)
Также об аскетических сочинения св. Василия Архим. Киприан (Керн).
4. Беседы
В изданиях мавринцев 24 беседы признаны более или менее удостоверенными и 8 —подложными; однако это заключение не может считаться окончательным.
По своему содержанию эти беседы могут быть разделены на три группы:
* догматические,
* нравоучительные
* похвальные в память мучеников.
(+ О душе)
Догматические беседы
*
Беседа 15. О вере.
говорит о природе Божества и доказывает божественное достоинство Сына и Святого Духа.
*
Беседа 16. На слова: «В начале бе Слово» (Ин. 1, 1).
объясняются два первые стиха и раскрывается учение об истинном божестве Сына в отношении его к Отцу.
*
Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев.
опровергаются заблуждения этих еретиков, противопоставляется им точное изложение православной веры.
*
Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла.
посвящена доказательству того, что Бог не есть виновник зла в мире
Беседы нравоучительного характера
* Беседа 1. О посте 1-я.
* Беседа 2. О посте 2-я.
св. Василий убеждает не только соблюдать установленный Церковью пост и проводить его богоугодно, но и заранее подготовляться к нему постепенно, а не предаваться в последнее время пред ним пресыщению и неумеренному веселию.
* Беседа 3. На слова: «Внемли себе» (Втор. 15, 9).
св. Василий говорит о необходимости постоянного бодрствования человека относительно нечистых помыслов, о пользе тщательного самоизучения, о необходимости всегда помнить о своих обязанностях.
* Беседа 4. О благодарении.
даются наставления, как достигнуть такого состояния, чтобы выполнить наставление апостола:
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…»
(I Фес. 5, 16–18).
* Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» (Лк. 12, 18); и о любостяжательности.
* Беседа 7. К обогащающимся.
* Беседа 8. Говоренная во время голода и засухи.
Эта беседа, по выражению св. Григория Богослова, произвела чудо: побудила богачей отдать свои запасы на пропитание бедным.
* Беседа 10. На гневливых.
разъясняет, сколько великих бед и зол причиняет гневливость, как несправедливы и мелочны бывают нередко причины, возбуждающие гнев в людях, какими способами человек может побеждать в себе несправедливый гнев, причем, однако, св. Василий не безусловно запрещает всякий гнев, но признает возможность справедливого гнева.
* Беседа 11. О зависти.
изображает вред страсти, наиболее пагубной из всех, какие только рождаются в душах человеческих, и предлагает советы по уврачеванию ее.
* Беседа 12. На начало книги Притчей (Притч. 1, 1-5).
* Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения.
обличаются те, которые откладывают принятие крещения под разными предлогами.
* Беседа 14. На упивающихся.
св. Василий весьма энергично восстает против пьянства, указывая на печальные последствия этого порока для души и тела.
* Беседа 20. О смиренномудрии.
св. Василий останавливается на добродетели смирения и указывает в ней основу всех других добродетелей, приводит примеры подражания смирению во Христе и в святых, и учит, какими способами человек может усвоить себе эту добродетель.
* Беседа 21. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви.
* Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений.
св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведений языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное.
Затем он приводит образцы поучительных наставлений и добродетельных поступков из классической литературы — поэтических, исторических, ораторских произведений, и снова убеждает не все брать из них, а только полезное.
* Беседа 25. О милости и о суде.
* Беседа 26. Утешение больному
Похвальные слова в память мучеников:
* Беседа 5. На память мученицы Иулиты,
+ продолжение сказанного в предыдущей беседе: о благодарении.
* Беседа 17. На день святого мученика Варлаама.
лучшее по своей художественности, но принадлежность его св. Василию не бесспорна, может быть, автором его был св. Иоанн Златоуст.
* Беседа 18. На день святого мученика Гордия.
* Беседа 19. На день святых четыредесяти мучеников.
* Беседа 23. На день святого мученика Маманта.
пастушеские занятия которого дали основания говорить о добрых пастырях церковных и о наемниках
См. также:
Архим. Киприан (Керн): Слова, похвальные речи и беседы Св. Василия
5. Письма.
Бенедиктинцы опубликовали 365 писем св. Василия.
1–46: написанные до епископства
1. К Евстафию Философу
2. К Григорию Богослову
3. К Кандидиану
4. К Олимпию
5. К Нектарию
6. К Нектариевой супруге.
7. К другу Григорию
8. …
47–291: относящиеся ко времени епископства
Остальные: не имеют данных для датирования.
Несомненно подлинными считаются 325: переписка между св. Василием и Ливанием (326–336 или 335–359) признается подложной, хотя есть и защитники подлинности. Подложна переписка с императором Юлианом. Переписка между св. Василием и Аполлинарием вызывает еще не закончившиеся споры.
* Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси
Литургические труды
См. Литургические труды св. Василия (Архим. Киприан (Керн))
Житие святителя в MP3
Книга святителя в FB2
Download

Войдите на сайт, чтобы увидеть полную информацию.

Как скачивать  ·   Правила трекера

[Профиль]  [ЛС] 

0304mel

Стаж: 11 лет

Сообщений: 111

Russia

post 11-Янв-2015 18:15 (спустя 1 год 10 месяцев)

[Цитировать] 

С праздником Рождеством Христовым!!!
[Профиль]  [ЛС] 

Ihidaya

Стаж: 13 лет

Сообщений: 106

Romania

post 03-Фев-2019 04:56 (спустя 4 года)

[Цитировать] 

Спасибо Огромное !
[Профиль]  [ЛС] 

LiLia

Стаж: 10 лет

Сообщений: 9

Antiguabarbuda

post 27-Сен-2022 23:25 (спустя 3 года 7 месяцев)

[Цитировать] 

Спасибо!
[Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 21-Ноя 13:38

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы