|
Список форумов Православный торрент-трекер » Святоотеческие тексты |
| Статистика раздачи | |
|
|
| Автор | Сообщение |
|---|---|
|
NikTorr Стаж: 14 лет Сообщений: 768
|
Беседы на псалмы
![]() Автор Святитель Василий Великий. Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник монашеского общежития. Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дед и бабка пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином. По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи), заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенском собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие. Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма. Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей. его труды Святитель Василий Великий [Basil the Great] Особенности * Один из трех «великих Каппадокийцев» Семья Родился он в Кесарии Каппадокийской Год рождения св. Василия предполагают 330 (между 329 и 331 гг.). Происходил св. Василий из богатого известного в Понте и Каппадокии рода. * бабка Макрина * отец Василий и мать Еммелия * пять сестер, старшая — Макрина * пять братьев, (Григорий, епископ Нисский; Петр, епископ Севастийский; Навкратий — юрист) Образование Воспитанием его занималась, главным образом, бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского Первоначальным обучением руководил отец, всеми уважаемый ритор в Понте. Дальнейшее образование св. Василий получил в Кесарии Каппадокиской, в Константинополе, и, наконец, в Афинах. Здесь он встретился со св. Григорием Богословом и между ними завязалась дружба, установилась глубокая духовная близость. Служение Возвратившись около 359 г. в Кесарию, св. Васлиий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам. Крещение В это время он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца. Путешествие (около 2 лет) Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко познакомился с жизнью подвижников. Жизнь в пустыне По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близ Неокесарии предался аскетическим подвигам. Здесь часто навещал его св. Григорий Назианзен; подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Свящ. Писания и твореий св. отцов Церкви и церковных писателей. Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений Оригена под названием «Оригенус филокалиа» — «Добротолюбие Оригена» (нельзя путать с «Добротолюбием», составленным в конце XVII в. Макарием Коринфским и св. Никодимом Святогорцем, и представляющим собой собрание аскетических творений IV–XV вв.). Из Φιλοκαλια, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином см. два обширных отрывка из книги 3 и из книги 4 «О началах» + св. Василий с помощью св. Григорий Назианзена написал Правила монашеской жизни. Пресвитер Около 363 г. преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал св. Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал своим помощником в проповедничестве и в административных делах. В эти годы с воцарением Валента усилилось движение арианской ереси; опасность ее распространения стала испытывать и Кесарийская область. Св. Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостал арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия, так как епископ Евсевий богословски был мало образованным человеком. Поставленный из мирян Евсевий с трудом разбирался в тяжелой церковной обстановке. + полемика св. Василия с Евномием, + второе собрание монашеских правил, + беседы на Шестоднев, + беседы на псалмы и др. Епископ По смерти епископа Евсевия († 370) св. Василий был избран его преемником. В звании архиепископа Кесарийского св. Василий являлся руководителем около 500 епископов своего округа. Примечательно, что св. Василий Великий рукоположил в сан диакона преподобного Ефрема Сирина и хотел хиротонисать его в сан епископа, но Преподобный уклонился. + послания, напр. св. Амфилохию Иконийскому и св. Амвросию Медиоланскому + литургия, носящая его имя, + составленные им молитвы и + правила для монашествующих. Главной своей задачей св. Василий считал защиту православной веры от еретической смуты арианства. Кончина Скончался св. Василий 1 января 379 г. Ему не было еще пятидесяти лет. Он сгорел в ужасном пожаре, который пылал на Востоке и который он самоотверженно тушил. Сочинения Свт. Василия Великого Сочинения свт. Василия Великого в виде таблицы 1. Догматико–полемические творения. «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» или «Против Евномия» 5 книг (написано в 363 или 364 гг.). В первой книге разбирается учение Евномия о Боге Отце Во второй книге доказывается единосущие Сына Божия с Отцом В третьей книге опровергаются возражения Евномия против единосущия и равенства Духа Святого с Сыном и с Отцом. В четвертой и пятой книгах дается сокращенное повторение доказательств единосущия Сына и Духа Святого с Отцом и продолжается разбор мест Свящ. Писания, приводившихся арианами против учения о Божестве Сына Божия. Исследователи признают эти две книги позднейшей прибавкой, составленной по материалам сочинений св. Василия или Аполлинарием Лаодикийским, или Дидимом Александрийским. [Скурат К.Е] О сочинении архим. Киприан (Керн). «О Святом Духе» или «Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому» — написано около 375 г против учения Аэция, причислявшего Святого Духа к тварям. Аэциане, исходя из этой мысли, не считали возможным прославлять Святого Духа вместе с Отцом и Сыном. О сочинении архим. Киприан (Керн). 2. Сочинения экзегетические «Беседы на Шестоднев» а) Девять бесед на Шестоднев Беседа 1. В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Беседа 2. О том, что земля бе невидима и неустроена (Быт. 1, 2). Беседа 3. О тверди. Беседа 4. О собрании вод. Беседа 5. О прозябениях земли. Беседа 6. О сотворении небесных светил. Беседа 7. О пресмыкающихся. Беседа 8. О птицах. Беседа 9. О животных земных. б) Десятая и одиннадцатая беседы о человеке («Журнал Московской Патриархии», 1972, № 1, с. 30–38, № 3, с. 33–40). Беседа 10. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека «по образу...». Беседа 11. Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского. О сочинении архим. Киприан (Керн). «Беседы на некоторые псалмы» (На псалмы: 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114) О сочинении архим. Киприан (Керн). «Толкование на 16 глав пророка Исаии» Теперь уже не считается произведением св. Василия. Полагают, что комментарии составлены каким-то пресвитером, современником св. Василия, по оставленным им материалам и изданы после его кончины. О сочинении Архим. Киприан (Керн). 3. Аскетические творения «Предначертание подвижничества» — увещание ищущим христианского совершенства смотреть на себя, как на духовных воинов Христа, обязанных со всей тщательностью вести брань духовную и выполнять свое служение, чтобы достигнуть победы и вечной славы. «Слово подвижническое и увещание об отречении от мира» — содержит призыв к отречению от мира и нравственному совершенству. Автор сравнивает жизнь мирскую с монашеской и отдает предпочтение последней, не осуждая и первой; дает наставления относительно различных благочестивых упражнений и описывает степени христианского совершенства, которые достигаются только великими трудами и постоянной борьбой с греховными стремлениями. «Слово о подвижничестве» (первое) — в кратких положениях дает превосходные предписания для всего поведения монаха и вообще для духовной жизни, чтобы она во всех отношениях отвечала требованиям аскетического совершенства. Это слово служит введением к Правилам, пространно изложенным и кратко. Два трактата, которые служат введением к Нравственным правилам: 1 «О суде Божием» Автор говорит, что во время своих путешествий он наблюдал бесконечные пререкания и раздоры в Церкви, и, что всего печальнее, сами престоятели разногласят в убеждениях и мнениях... он нашел, что такие разногласия и распри между членами Церкви происходят вследствие отступления от Бога, когда каждый выбирает для себя теоретические и нравственные правила по своему произволу... После увещаний о соблюдении единомыслия, автор напоминает о проявлениях божественного суда в Ветхом и Новом Завете и указывает на необходимость для всех знать закон Божий, чтобы каждый мог повиноваться ему... Ввиду сказанного св. Василий почел за нужное изложить сперва здравую веру и благочестивое учение об Отце и Сыне и Святом Духе, а к сему присовокупить и нравственные правила. 2 «О вере» Изложение здравой веры. Он говорит, что будет излагать только то, чему научен богодухновенным Писанием, остерегаясь тех имен и изречений, которые не находятся буквально в божественном Писании, хотя и сохраняют мысль, содержащуюся в Писании. Затем в сжатом виде излагается учение Свящ. Писания об Отце, Сыне и Святом Духе с увещанием учителям быть преданными этой вере и остерегаться еретиков. В заключение св. Василий вспоминает о своем обещании изложить и нравственное учение, которое намерен исполнить теперь, собрав в виде кратких правил запрещенное или одобренное в Новом Завете, с указанием и самых мест Свящ. Писания, чтобы читатель мог найти в Библии свидетельство на каждое правило. «Нравственные правила» Правила в числе 80-ти, причем, каждое подразделяется еще на главы. Правила, действительно, изложены словами Свящ. Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность, как вообще, так и специально в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные). «Правила пространно изложенные» («Большой Аскетикон») В вопросах и ответах, состоят из 55 отдельных правил, представленных в виде вопросов монахов и ответов св. Василия или его рассуждений относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни. Как видно из предисловия, св. Василий находился в пустынном уединении, окруженный людьми, избравшими одну и ту же цель благочестивой жизни и изъявивших желание узнать нужное ко спасению. Из ответов св. Василия составился как бы полный сборник законов монашеской жизни или учение о высшем нравственном совершенстве, но без строгого плана. «Правила кратко изложенные» («Малый аскетикон») числом 313 — также «в вопросах и ответах» (5: 191–342), содержат почти те же мысли, какие раскрыты и в пространных правилах, с тем различием, что в пространных правилах излагаются основные начала духовной жизни, общие принципы монашества, а в кратких — более специальные, частные наставления. Все эти произведения признаются несомненно подлинными творениями св. Василия. Авторство подложно или сомнительно: 1) Два слова о подвигах иноческих (второе и третье), излагающие важнейшие обязанности монашеской жизни и увещание к исполнению их 2) «Подвижнические уставы», состоящие из предисловия и 34 глав и излагающие в простой речи правила монашеской жизни, главным образом, для пустынников 3) ́Επιτίμια — правила, определяющие наказания за нарушение иноческих обязанностей монахами (60 правил) и монахинями (19 правил) Также об аскетических сочинения св. Василия Архим. Киприан (Керн). 4. Беседы В изданиях мавринцев 24 беседы признаны более или менее удостоверенными и 8 —подложными; однако это заключение не может считаться окончательным. По своему содержанию эти беседы могут быть разделены на три группы: * догматические, * нравоучительные * похвальные в память мучеников. (+ О душе) Догматические беседы * Беседа 15. О вере. говорит о природе Божества и доказывает божественное достоинство Сына и Святого Духа. * Беседа 16. На слова: «В начале бе Слово» (Ин. 1, 1). объясняются два первые стиха и раскрывается учение об истинном божестве Сына в отношении его к Отцу. * Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев. опровергаются заблуждения этих еретиков, противопоставляется им точное изложение православной веры. * Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. посвящена доказательству того, что Бог не есть виновник зла в мире Беседы нравоучительного характера * Беседа 1. О посте 1-я. * Беседа 2. О посте 2-я. св. Василий убеждает не только соблюдать установленный Церковью пост и проводить его богоугодно, но и заранее подготовляться к нему постепенно, а не предаваться в последнее время пред ним пресыщению и неумеренному веселию. * Беседа 3. На слова: «Внемли себе» (Втор. 15, 9). св. Василий говорит о необходимости постоянного бодрствования человека относительно нечистых помыслов, о пользе тщательного самоизучения, о необходимости всегда помнить о своих обязанностях. * Беседа 4. О благодарении. даются наставления, как достигнуть такого состояния, чтобы выполнить наставление апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…» (I Фес. 5, 16–18). * Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» (Лк. 12, 18); и о любостяжательности. * Беседа 7. К обогащающимся. * Беседа 8. Говоренная во время голода и засухи. Эта беседа, по выражению св. Григория Богослова, произвела чудо: побудила богачей отдать свои запасы на пропитание бедным. * Беседа 10. На гневливых. разъясняет, сколько великих бед и зол причиняет гневливость, как несправедливы и мелочны бывают нередко причины, возбуждающие гнев в людях, какими способами человек может побеждать в себе несправедливый гнев, причем, однако, св. Василий не безусловно запрещает всякий гнев, но признает возможность справедливого гнева. * Беседа 11. О зависти. изображает вред страсти, наиболее пагубной из всех, какие только рождаются в душах человеческих, и предлагает советы по уврачеванию ее. * Беседа 12. На начало книги Притчей (Притч. 1, 1-5). * Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения. обличаются те, которые откладывают принятие крещения под разными предлогами. * Беседа 14. На упивающихся. св. Василий весьма энергично восстает против пьянства, указывая на печальные последствия этого порока для души и тела. * Беседа 20. О смиренномудрии. св. Василий останавливается на добродетели смирения и указывает в ней основу всех других добродетелей, приводит примеры подражания смирению во Христе и в святых, и учит, какими способами человек может усвоить себе эту добродетель. * Беседа 21. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви. * Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведений языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное. Затем он приводит образцы поучительных наставлений и добродетельных поступков из классической литературы — поэтических, исторических, ораторских произведений, и снова убеждает не все брать из них, а только полезное. * Беседа 25. О милости и о суде. * Беседа 26. Утешение больному Похвальные слова в память мучеников: * Беседа 5. На память мученицы Иулиты, + продолжение сказанного в предыдущей беседе: о благодарении. * Беседа 17. На день святого мученика Варлаама. лучшее по своей художественности, но принадлежность его св. Василию не бесспорна, может быть, автором его был св. Иоанн Златоуст. * Беседа 18. На день святого мученика Гордия. * Беседа 19. На день святых четыредесяти мучеников. * Беседа 23. На день святого мученика Маманта. пастушеские занятия которого дали основания говорить о добрых пастырях церковных и о наемниках См. также: Архим. Киприан (Керн): Слова, похвальные речи и беседы Св. Василия 5. Письма. Бенедиктинцы опубликовали 365 писем св. Василия. 1–46: написанные до епископства 1. К Евстафию Философу 2. К Григорию Богослову 3. К Кандидиану 4. К Олимпию 5. К Нектарию 6. К Нектариевой супруге. 7. К другу Григорию 8. … 47–291: относящиеся ко времени епископства Остальные: не имеют данных для датирования. Несомненно подлинными считаются 325: переписка между св. Василием и Ливанием (326–336 или 335–359) признается подложной, хотя есть и защитники подлинности. Подложна переписка с императором Юлианом. Переписка между св. Василием и Аполлинарием вызывает еще не закончившиеся споры. * Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси Литургические труды См. Литургические труды св. Василия (Архим. Киприан (Керн)) |
|
0304mel Стаж: 12 лет Сообщений: 111
|
С праздником Рождеством Христовым!!!
|
|
Ihidaya Стаж: 14 лет Сообщений: 106
|
Спасибо Огромное !
|
|
LiLia Стаж: 11 лет Сообщений: 9
|
Спасибо!
|
|
Страница 1 из 1 |
|
Список форумов Православный торрент-трекер » Святоотеческие тексты |
Текущее время: 07-Ноя 08:47
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы |
