Святитель Василий Великий
[Basil the Great]
Особенности
* Один из трех «великих Каппадокийцев»
Семья
Родился он в Кесарии Каппадокийской
Год рождения св. Василия предполагают 330 (между 329 и 331 гг.). Происходил св. Василий из богатого известного в Понте и Каппадокии рода.
* бабка Макрина
* отец Василий и мать Еммелия
* пять сестер, старшая — Макрина
* пять братьев, (Григорий, епископ Нисский; Петр, епископ Севастийский; Навкратий — юрист)
Образование
Воспитанием его занималась, главным образом, бабка Макрина, ученица св. Григория Чудотворца Неокесарийского
Первоначальным обучением руководил отец, всеми уважаемый ритор в Понте.
Дальнейшее образование св. Василий получил в Кесарии Каппадокиской, в Константинополе, и, наконец, в Афинах.
Здесь он встретился со св. Григорием Богословом и между ними завязалась дружба, установилась глубокая духовная близость.
Служение
Возвратившись около 359 г. в Кесарию, св. Васлиий занялся первоначально преподаванием риторики, а затем, следуя увещаниям своей сестры Макрины, решился отречься от мира и предаться аскетическим подвигам.
Крещение
В это время он получил крещение от Кесарийского архиепископа Диания и был посвящен им в чтеца.
Путешествие (около 2 лет)
Затем для ознакомления с монашеской жизнью св. Василий отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где близко познакомился с жизнью подвижников.
Жизнь в пустыне
По возвращении из путешествия св. Василий раздал свое имущество бедным и удалился в Понт, где в пустыне близ Неокесарии предался аскетическим подвигам. Здесь часто навещал его св. Григорий Назианзен; подвижники вместе проводили время в молитве, изучении Свящ. Писания и твореий св. отцов Церкви и церковных писателей. Здесь друзья совместно составили сборник из сочинений Оригена под названием «Оригенус филокалиа» — «Добротолюбие Оригена» (нельзя путать с «Добротолюбием», составленным в конце XVII в. Макарием Коринфским и св. Никодимом Святогорцем, и представляющим собой собрание аскетических творений IV–XV вв.).
Из Φιλοκαλια, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином см. два обширных отрывка из книги 3 и из книги 4 «О началах»
+ св. Василий с помощью св. Григорий Назианзена написал Правила монашеской жизни.
Пресвитер
Около 363 г. преемник епископа Диания Евсевий Кесарийский вызвал св. Василия в Кесарию, посвятил его в сан пресвитера и сделал своим помощником в проповедничестве и в административных делах.
В эти годы с воцарением Валента усилилось движение арианской ереси; опасность ее распространения стала испытывать и Кесарийская область. Св. Василий, ревностный сторонник Никейского исповедания, всеми средствами противостал арианской угрозе и, можно сказать, возглавил в Кесарии защитников православия, так как епископ Евсевий богословски был мало образованным человеком. Поставленный из мирян Евсевий с трудом разбирался в тяжелой церковной обстановке.
+ полемика св. Василия с Евномием,
+ второе собрание монашеских правил,
+ беседы на Шестоднев,
+ беседы на псалмы и др.
Епископ
По смерти епископа Евсевия († 370) св. Василий был избран его преемником.
В звании архиепископа Кесарийского св. Василий являлся руководителем около 500 епископов своего округа.
Примечательно, что св. Василий Великий рукоположил в сан диакона преподобного Ефрема Сирина и хотел хиротонисать его в сан епископа, но Преподобный уклонился.
+ послания, напр. св. Амфилохию Иконийскому и св. Амвросию Медиоланскому
+ литургия, носящая его имя,
+ составленные им молитвы и
+ правила для монашествующих.
Главной своей задачей св. Василий считал защиту православной веры от еретической смуты арианства.
Кончина
Скончался св. Василий 1 января 379 г. Ему не было еще пятидесяти лет. Он сгорел в ужасном пожаре, который пылал на Востоке и который он самоотверженно тушил.
Сочинения
Свт. Василия Великого
Сочинения свт. Василия Великого в виде таблицы
1. Догматико–полемические творения.
«Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия» или «Против Евномия» 5 книг (написано в 363 или 364 гг.).
В первой книге разбирается учение Евномия о Боге Отце
Во второй книге доказывается единосущие Сына Божия с Отцом
В третьей книге опровергаются возражения Евномия против единосущия и равенства Духа Святого с Сыном и с Отцом.
В четвертой и пятой книгах дается сокращенное повторение доказательств единосущия Сына и Духа Святого с Отцом и продолжается разбор мест Свящ. Писания, приводившихся арианами против учения о Божестве Сына Божия.
Исследователи признают эти две книги позднейшей прибавкой, составленной по материалам сочинений св. Василия или Аполлинарием Лаодикийским, или Дидимом Александрийским. [Скурат К.Е]
О сочинении архим. Киприан (Керн).
«О Святом Духе» или «Книга о Святом Духе, ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому» — написано около 375 г против учения Аэция, причислявшего Святого Духа к тварям. Аэциане, исходя из этой мысли, не считали возможным прославлять Святого Духа вместе с Отцом и Сыном.
О сочинении архим. Киприан (Керн).
2. Сочинения экзегетические
«Беседы на Шестоднев»
а) Девять бесед на Шестоднев
Беседа 1. В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1).
Беседа 2. О том, что земля бе невидима и неустроена (Быт. 1, 2).
Беседа 3. О тверди.
Беседа 4. О собрании вод.
Беседа 5. О прозябениях земли.
Беседа 6. О сотворении небесных светил.
Беседа 7. О пресмыкающихся.
Беседа 8. О птицах.
Беседа 9. О животных земных.
б) Десятая и одиннадцатая беседы о человеке
(«Журнал Московской Патриархии», 1972, № 1, с. 30–38, № 3, с. 33–40).
Беседа 10. Святого Василия Кесарийского беседа первая о сотворении человека «по образу...».
Беседа 11. Вторая беседа о человеке святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского.
О сочинении архим. Киприан (Керн).
«Беседы на некоторые псалмы»
(На псалмы: 1, 7, 14, 28, 29, 32, 33, 44, 45, 48, 59, 61 и 114)
О сочинении архим. Киприан (Керн).
«Толкование на 16 глав пророка Исаии»
Теперь уже не считается произведением св. Василия.
Полагают, что комментарии составлены каким-то пресвитером, современником св. Василия, по оставленным им материалам и изданы после его кончины.
О сочинении Архим. Киприан (Керн).
3. Аскетические творения
«Предначертание подвижничества»
— увещание ищущим христианского совершенства смотреть на себя, как на духовных воинов Христа, обязанных со всей тщательностью вести брань духовную и выполнять свое служение, чтобы достигнуть победы и вечной славы.
«Слово подвижническое и увещание об отречении от мира» — содержит призыв к отречению от мира и нравственному совершенству. Автор сравнивает жизнь мирскую с монашеской и отдает предпочтение последней, не осуждая и первой; дает наставления относительно различных благочестивых упражнений и описывает степени христианского совершенства, которые достигаются только великими трудами и постоянной борьбой с греховными стремлениями.
«Слово о подвижничестве»
(первое)
— в кратких положениях дает превосходные предписания для всего поведения монаха и вообще для духовной жизни, чтобы она во всех отношениях отвечала требованиям аскетического совершенства. Это слово служит введением к Правилам, пространно изложенным и кратко.
Два трактата, которые служат введением к Нравственным правилам:
1
«О суде Божием»
Автор говорит, что во время своих путешествий он наблюдал бесконечные пререкания и раздоры в Церкви, и, что всего печальнее, сами престоятели разногласят в убеждениях и мнениях... он нашел, что такие разногласия и распри между членами Церкви происходят вследствие отступления от Бога, когда каждый выбирает для себя теоретические и нравственные правила по своему произволу... После увещаний о соблюдении единомыслия, автор напоминает о проявлениях божественного суда в Ветхом и Новом Завете и указывает на необходимость для всех знать закон Божий, чтобы каждый мог повиноваться ему... Ввиду сказанного св. Василий почел за нужное изложить сперва здравую веру и благочестивое учение об Отце и Сыне и Святом Духе, а к сему присовокупить и нравственные правила.
2
«О вере»
Изложение здравой веры. Он говорит, что будет излагать только то, чему научен богодухновенным Писанием, остерегаясь тех имен и изречений, которые не находятся буквально в божественном Писании, хотя и сохраняют мысль, содержащуюся в Писании. Затем в сжатом виде излагается учение Свящ. Писания об Отце, Сыне и Святом Духе с увещанием учителям быть преданными этой вере и остерегаться еретиков.
В заключение св. Василий вспоминает о своем обещании изложить и нравственное учение, которое намерен исполнить теперь, собрав в виде кратких правил запрещенное или одобренное в Новом Завете, с указанием и самых мест Свящ. Писания, чтобы читатель мог найти в Библии свидетельство на каждое правило.
«Нравственные правила»
Правила в числе 80-ти, причем, каждое подразделяется еще на главы. Правила, действительно, изложены словами Свящ. Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность, как вообще, так и специально в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные).
«Правила пространно изложенные»
(«Большой Аскетикон»)
В вопросах и ответах, состоят из 55 отдельных правил, представленных в виде вопросов монахов и ответов св. Василия или его рассуждений относительно наиболее важных вопросов религиозной жизни. Как видно из предисловия, св. Василий находился в пустынном уединении, окруженный людьми, избравшими одну и ту же цель благочестивой жизни и изъявивших желание узнать нужное ко спасению. Из ответов св. Василия составился как бы полный сборник законов монашеской жизни или учение о высшем нравственном совершенстве, но без строгого плана.
«Правила кратко изложенные» («Малый аскетикон») числом 313 — также «в вопросах и ответах» (5: 191–342), содержат почти те же мысли, какие раскрыты и в пространных правилах, с тем различием, что в пространных правилах излагаются основные начала духовной жизни, общие принципы монашества, а в кратких — более специальные, частные наставления. Все эти произведения признаются несомненно подлинными творениями св. Василия.
Авторство подложно или сомнительно:
1) Два слова о подвигах иноческих (второе и третье), излагающие важнейшие обязанности монашеской жизни и увещание к исполнению их
2) «Подвижнические уставы», состоящие из предисловия и 34 глав и излагающие в простой речи правила монашеской жизни, главным образом, для пустынников
3) ́Επιτίμια — правила, определяющие наказания за нарушение иноческих обязанностей монахами (60 правил) и монахинями (19 правил)
Также об аскетических сочинения св. Василия Архим. Киприан (Керн).
4. Беседы
В изданиях мавринцев 24 беседы признаны более или менее удостоверенными и 8 —подложными; однако это заключение не может считаться окончательным.
По своему содержанию эти беседы могут быть разделены на три группы:
* догматические,
* нравоучительные
* похвальные в память мучеников.
(+ О душе)
Догматические беседы
*
Беседа 15. О вере.
говорит о природе Божества и доказывает божественное достоинство Сына и Святого Духа.
*
Беседа 16. На слова: «В начале бе Слово» (Ин. 1, 1).
объясняются два первые стиха и раскрывается учение об истинном божестве Сына в отношении его к Отцу.
*
Беседа 24. Против савеллиан, Ария и аномеев.
опровергаются заблуждения этих еретиков, противопоставляется им точное изложение православной веры.
*
Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла.
посвящена доказательству того, что Бог не есть виновник зла в мире
Беседы нравоучительного характера
* Беседа 1. О посте 1-я.
* Беседа 2. О посте 2-я.
св. Василий убеждает не только соблюдать установленный Церковью пост и проводить его богоугодно, но и заранее подготовляться к нему постепенно, а не предаваться в последнее время пред ним пресыщению и неумеренному веселию.
* Беседа 3. На слова: «Внемли себе» (Втор. 15, 9).
св. Василий говорит о необходимости постоянного бодрствования человека относительно нечистых помыслов, о пользе тщательного самоизучения, о необходимости всегда помнить о своих обязанностях.
* Беседа 4. О благодарении.
даются наставления, как достигнуть такого состояния, чтобы выполнить наставление апостола:
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите…»
(I Фес. 5, 16–18).
* Беседа 6. На слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» (Лк. 12, 18); и о любостяжательности.
* Беседа 7. К обогащающимся.
* Беседа 8. Говоренная во время голода и засухи.
Эта беседа, по выражению св. Григория Богослова, произвела чудо: побудила богачей отдать свои запасы на пропитание бедным.
* Беседа 10. На гневливых.
разъясняет, сколько великих бед и зол причиняет гневливость, как несправедливы и мелочны бывают нередко причины, возбуждающие гнев в людях, какими способами человек может побеждать в себе несправедливый гнев, причем, однако, св. Василий не безусловно запрещает всякий гнев, но признает возможность справедливого гнева.
* Беседа 11. О зависти.
изображает вред страсти, наиболее пагубной из всех, какие только рождаются в душах человеческих, и предлагает советы по уврачеванию ее.
* Беседа 12. На начало книги Притчей (Притч. 1, 1-5).
* Беседа 13. Побудительная к принятию святого крещения.
обличаются те, которые откладывают принятие крещения под разными предлогами.
* Беседа 14. На упивающихся.
св. Василий весьма энергично восстает против пьянства, указывая на печальные последствия этого порока для души и тела.
* Беседа 20. О смиренномудрии.
св. Василий останавливается на добродетели смирения и указывает в ней основу всех других добродетелей, приводит примеры подражания смирению во Христе и в святых, и учит, какими способами человек может усвоить себе эту добродетель.
* Беседа 21. О том, что не должно прилепляться к житейскому, и о пожаре, бывшем вне церкви.
* Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений.
св. Василий защищает позволительность для христиан изучения классической литературы и одновременно предостерегает от безусловного доверия к ней. Христианин, подобно пчеле, должен выбирать из произведений языческих авторов лишь полезное для себя и родственное истине и игнорировать остальное.
Затем он приводит образцы поучительных наставлений и добродетельных поступков из классической литературы — поэтических, исторических, ораторских произведений, и снова убеждает не все брать из них, а только полезное.
* Беседа 25. О милости и о суде.
* Беседа 26. Утешение больному
Похвальные слова в память мучеников:
* Беседа 5. На память мученицы Иулиты,
+ продолжение сказанного в предыдущей беседе: о благодарении.
* Беседа 17. На день святого мученика Варлаама.
лучшее по своей художественности, но принадлежность его св. Василию не бесспорна, может быть, автором его был св. Иоанн Златоуст.
* Беседа 18. На день святого мученика Гордия.
* Беседа 19. На день святых четыредесяти мучеников.
* Беседа 23. На день святого мученика Маманта.
пастушеские занятия которого дали основания говорить о добрых пастырях церковных и о наемниках
См. также:
Архим. Киприан (Керн): Слова, похвальные речи и беседы Св. Василия
5. Письма.
Бенедиктинцы опубликовали 365 писем св. Василия.
1–46: написанные до епископства
1. К Евстафию Философу
2. К Григорию Богослову
3. К Кандидиану
4. К Олимпию
5. К Нектарию
6. К Нектариевой супруге.
7. К другу Григорию
8. …
47–291: относящиеся ко времени епископства
Остальные: не имеют данных для датирования.
Несомненно подлинными считаются 325: переписка между св. Василием и Ливанием (326–336 или 335–359) признается подложной, хотя есть и защитники подлинности. Подложна переписка с императором Юлианом. Переписка между св. Василием и Аполлинарием вызывает еще не закончившиеся споры.
* Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси
Литургические труды
См. Литургические труды св. Василия (Архим. Киприан (Керн))