Главная· Трекер· Поиск· Правила· FAQ· Личные сообщения· Группы· Пользователи |
Cоставитель схиигумен Авраам (Рейдман) - Трезвомыслие
|
Список форумов Православный торрент-трекер » Православная литература |
Статистика раздачи | |
|
Автор | Сообщение |
---|---|
OlegZ Стаж: 13 лет Сообщений: 571 |
Трезвомыслие. Тома I и II
Год: 2009 Автор: составитель схиигумен Авраам (Рейдман) Жанр: Святоотеческое наследие Издательство: Ново-Тихвинский женский м-рь, г. Екатеринбург ISBN: 987-5-94512-089-1, 987-5-94512-090-7 (т. 1) Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 720, 512 Ссылка на яндекс-диск Описание: Предлагаемый вниманию читателей сборник творений русских подвижников благочестия XV—XIX столетий подробно раскрывает святоотеческое учение об умном делании и монашестве. Книга содержит как теоретические сведения об основах духовной жизни, так и практические рекомендации, необходимые для опытного прохождения духовного делания. Для настоящего издания сестрами переводческой группы Ново-Тихвинского женского монастыря выполнены переводы с церковнославянского языка тех аскетических творений преподобных Паисия Величковского, Василия Поляномерульского, Нила Сорского и Зосимы Верховского, которые в своем большинстве почти не публиковались на русском языке. В конце второго тома приводятся краткие сведения о святых отцах, чьи творения вошли в настоящий сборник. Составитель настоящей книги искренне благодарит М. А. Жгун, О. А. Родионова, А. П. Власюка за предоставление текстов ранее не изданных творений преподобного Паисия Величковского, кандидата филологических наук А. А. Плетневу за консультации при переводах с церковнославянского языка, а также сотрудников РГБ и лично доктора исторических наук И. В. Левочкина, заведующего сектором рукописных книг НИОР РГБ, за помощь в поиске рукописного наследия преподобного Зосимы Верховского. Оглавление Том 1 Предисловие составителя 5 СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ 7 О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ. БЕСЕДА СТАРЦА С УЧЕНИКОМ 7 Отдел I. О молитве Иисусовой вообще 7 Отдел II. О прелести 36 Отдел III. Об упражнении молитвою Иисусовою 70 СЛОВО О ПОУЧЕНИИ, ИЛИ ПАМЯТИ БОЖИЕЙ 119 СЛОВО О МОЛИТВЕ УМНОЙ, СЕРДЕЧНОЙ И ДУШЕВНОЙ 134 СЛОВО О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ 170 ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ 266 СВИТОК сочинен старцем архимандритом отцом нашим Паисием, разделен на главы, об умной молитве. Против некоего хулителя, суеу много философа-монаха, пребывающего в Мошенских горах; написан еще в Драгомирнском монастыре* 266 ПРЕДИСЛОВИЕ СТАРЦА ПАИСИЯ 266 БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ ОТЦА НАШЕГО СТАРЦА ПАИСИЯ ГЛАВЫ ОБ УМНОЙ МОЛИТВЕ 268 Глава I. О том, что умная молитва есть делание древнихсвятых отцов, и против хулителей этой священнойи пренепорочной молитвы 268 Глава II. Откуда берет начало эта божественная умнаямолитва и какие свидетельства о ней из Святого Писанияприводят богоносные отцы 277 Глава III. О том, что эта священная умная молитваесть духовное художество 293 Глава IV. Какое приготовление должно быть у того, кто хочет проходить это божественное делание 294 Глава V. Чем является по качеству и действию своемуэта священная Иисусова молитва 296 Глава VI. О начале, о том, как подобает обучаться совершениюумом в сердце этой божественной молитвы 300 ПОСЛАНИЕ ИЕРОМОНАХУ АГАФОНУ, НАСТОЯТЕЛЮ ПОЛЯНОВОРОНСКОЙ ОБИТЕЛИ 306 ПРЕПОДОБНЫЙ ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ 312 ПРЕДИСЛОВИЯ 312 Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против заключенного в ней смысла 312 Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского 325 Предисловие к книге блаженного Исихия 338 Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского 356 ПРЕПОДОБНЫЙ ЗОСИМА ВЕРХОВСКИЙ 467 ПОУЧЕНИЕ О ПОСЛУШАНИИ В БОЗЕ ПОЧИВШЕГО ОТЦА НАШЕГО СХИМОНАХА ЗОСИМЫ 467 Предисловие к возлюбленным сестрам 467 Слово 1. О вступлении в иночество и о нестяжании 473 Слово 2. О первоначальном основании иночества 488 Слово 3. О смирении и послушании 503 Слово 4. О различных свойствах послушания 514 Слово 5. О единодушии и нераздельности 516 Слово 6. Об иноках, уподобляющихся диаволу 518 Слово 7. Об иноках равноангельных 519 Слово 8. О послушании и бесстрастии 521 Слово 9. К развращенному послушнику 522 Слово 10. О наставниках 524 Слово 11. К наставнику — о том, что он не должен оскорбляться на послушника 526 Слово 12. О том, чтобы не замечать пороков отца 528 Слово 13. О взаимном порабощении отца и ученика 531 Слово 14. О лицемерном и искреннем послушании и о том, как прежде ученики жили при отцах 531 Слово 15. О послушниках, спасающихся через чтение святых книг 533 Слово 16. О том, чтобы не изнемогать в служении приходящим 535 Слово 17. К наставникам и ученикам 539 Слово 18. О послушании и несвоевременном совете 542 Слово 19. О преимуществе места и совершении легких дел 545 Слово 20. О том, как борет диавол, и о помощи Божией благодати 556 Слово 21. О жизни иноческой 557 Слово 22. К престарелым. Побуждение к подвигам иноческим 560 Слово 23. О нерадивом и страстном житии, об образе жизни святых и о последовании им 561 Слово 24. О ревностном жительстве и откровении совести 564 Слово 25. О смущении брата из-за любви отца к близкому своему ученику 565 Слово 26. Об объявлении чужих грехов и о наказании 568 Слово 27. Об епитимьях самовольных 573 Слово 28. О том, чтобы не оправдывать себя и не спорить 574 Слово 29. О споре невинном и греховном 575 Слово 30. О лгущих во вред своему спасению 576 Слово 31. Об оставлении и неоставлении братства 578 Слово 32. О неподобающем и вредном содружестве 581 Слово 33. Об истинном и прельщенном послушании 584 Слово 34. О преуспевших и способных терпеть всё 587 Слово 35. Об исполнении внешних дел иноческих 589 Слово 36. О безмолвии и удалении от братства и общежития 590 Слово 37. О непослушании в маловажных вещах 592 Слово 38. О несогласии ученика с отцом 594 Слово 39. О презорстве и гордыне 598 Слово 40. О непокорном и развращающем других и о том, чтобы такие не предавали себя в повиновение 607 Слово 41. К слышавшему недобрые советы от развращенного брата 611 Слово 42. К нежелающему слушать написанное поучение 612 Слово 43. К спящим при чтении поучения 620 Слово 44. О посылании послушником подарков и о неподобающей любви к родственникам 626 Слово 45. Об оставлении иночества, духовного отца и братства 632 Слово старца схимонаха Зосимы к сестрам его обители 635 ПРОЧИЕ ПОУЧЕНИЯ 637 О любви и единодушии духовном 637 О смиренномудрии 640 Об истинном наслаждении 641 ПОВЕСТВОВАНИЕ УЧЕНИКА ЗОСИМЫ О СТАРЦЕ ВАСИЛИСКЕ, ТО ЕСТЬ О ДУХОВНОМ ЕГО НАСТАВНИКЕ (безмолвствовали в отшельнических келиях в сибирских лесах) 643 ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ 677 О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ. Беседа преподобного Серафима Саровского с симбирским помещиком и совестным судьей Николаем Александровичем Мотовиловым. Из рукописных воспоминаний Н. А. Мотовилова 677 Содержание 716 Том 2 ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ 5 ПИСЬМО ПЕРВОЕ ИЕРЕЮ ДИМИТРИЮ* 5 ПИСЬМО ВТОРОЕ ИЕРЕЮ ДИМИТРИЮ* 23 ПОУЧЕНИЕ НА ПОСТРИЖЕНИЕ В МОНАШЕСКИЙ ЧИН* Как должны иноки всегда воевать против трех врагов 26 Часть первая. О ежедневной брани и о том, как иноки должны ополчаться против этих трех врагов и побеждать их 27 Часть вторая. О начале иноческом и о том, что значит быть иноком 31 УСТАВ* 36 О принятии братьев в иночество, о больнице, о страннопри-имнице, о ремеслах 49 ПИСЬМО ОТЦАМ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКОЙ ОБИТЕЛИ* 57 ПИСЬМО НАСТОЯТЕЛЬНИЦЕ АРЗАМАССКОЙ АЛЕКСЕЕВСКОЙ ОБЩИНЫ* 61 ПОСЛАНИЕ К ИГУМЕНУ СКИТА ЦЫБУКАН ФЕОДОСИЮ* 70 СЛОВО К ПРЕПОДОБНЕЙШЕМУ ГОСПОДИНУ ОТЦУ ФЕОДОСИЮ, АРХИМАНДРИТУ ПУСТЫНИ СОФРОНИЕВОЙ* О любви своей к нему. И о том, чтобы не искать чести и богатства. И какую любовь отеческую подобает иметь настоятелю. О тихом и безмолвном пребывании в обители. О том, чтобы иметь время для чтения отеческих книг и молитвы в келии. О книгах отеческих, переведенных с греческого языка. И еще о некоем хулителе умной молитвы 72 ПОСЛАНИЕ К НИКИФОРУ ФЕОТОКИ* 103 ДРУГОЕ ПОСЛАНИЕ ПОСЛЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ В СЕКУЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ, К ОТЦАМ, ОСТАВШИМСЯ В ДРАГОМИРНЕ* 106 ПОСЛАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО СТАРЦА ПАИСИЯ ИЗ СВЯТОГО МОНАСТЫРЯ ДРАГОМИРНА К УЧЕНИКАМ СВОИМ, КОТОРЫЕ НАХОДИЛИСЬ НА ЖАТВЕ НА ХУТОРЕ (МЕТОХЕ) НЕКШАНЫ* 112 ТОГО ЖЕ ОТВЕТ СВОИМ УЧЕНИКАМ, ОТЦАМ ДОРОФЕЮ И ГЕРОНТИЮ, НАХОДЯЩИМСЯ В БУХАРЕСТЕ, ПОСЛАННЫМ ЕГО ПРЕПОДОБИЕМ В ШКОЛУ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРЕЧЕСКОМУ ЯЗЫКУ. О ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ЕСТЬ МЯСА* 117 ПРЕПОДОБНЫЙ ВАСИЛИЙ ПОЛЯНОМЕРУЛЬСКИЙ 122 О ВОЗДЕРЖАНИИ ОТ БРАШЕН, ВОЗБРАНЕННЫХ МОНАХАМ* 122 Предисловие. О том, по какой причине собраны из Священного Писания эти ответы для разрешения вопросов о воздержании от брашен, возбраненных монашескому добровольному обещанию 122 Исследование. О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало? 124 ПРАВИЛА ДЛЯ ТРОИЦКОГО ОДИГИТРИЕВСКОГО ЖЕНСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ 149 ИГУМЕН ФИЛАРЕТ ГЛИНСКИЙ 162 О ДОЛЖНОСТИ ДУХОВНИКА, СЛУЖАЩЕГО ИНОКИНЯМ 162 ДО И ПОСЛЕ ПОСТРИГА. ПОУЧЕНИЯ МОНАХАМ 167 Поучение новоначальному перед постригом 167 Поучение новопостриженному монаху 169 СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ 197 ПРИНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОМУ МОНАШЕСТВУ, заключающее в себе правила наружного поведения для новоначальных иноков и советы относительно душевного иноческого делания 197 ПРЕДИСЛОВИЕ 197 ПРАВИЛА НАРУЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ИОВОНАЧАЛЬНЫХ ИНОКОВ 200 Введение 201 Правила 201 Значение монастыря (1) 201 О послушании в послушаниях (2—3) 201 О врачевании погрешностей (4) 203 О церковных молитвах и о поведении в церкви (5—18) 203 Об обязанностях чтецов (19—22) 206 О сходе (23) 208 О поклонах в церкви (24) 208 О снимании камилавок (25) 210 О сохранении строжайшего благоговения в церкви (26—27) 211 О поведении в трапезе и об употреблении пищи (28—30) 212 Об употреблении вина (31) 213 О поведении в келии (32—37) 213 Об одежде (38) 215 Об отношениях к монастырскому братству (39—44) 216 Об отлучках из монастыря (45—49) 218 О чествовании чудотворных икон и святых мощей, находящихся в монастыре (50) 220 Заключение 220 СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДУШЕВНОГО ИНОЧЕСКОГО ДЕЛАНИЯ 225 Введение. Душевное делание естественно человеку и составляет неотъемлемую принадлежность его 225 Глава I. Об изучении евангельских заповедей и о жительстве по евангельским заповедям 228 Глава II. Человеки будут судимы на суде Божием по евангельским заповедям 230 Глава III. Монашеское жительство есть жительство по евангельским заповедям 232 Глава IV. О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях 233 Глава V. О хранении себя от соблазнов 235 Глава VI. Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом 238 Глава VII. О хранении себя от добра, принадлежащего падшему естеству человеческому 240 Глава VIII. О вражде и борьбе между падшим естеством и евангельскими заповедями 243 Глава IX. О чтении Евангелия и отеческих писаний 244 Глава X. Об осторожности при чтении отеческих книг о монашеской жизни 247 Глава XI. Об отшельнической жизни 249 Глава XII. О жительстве в послушании у старца 267 Глава XIII. О жительстве по совету 273 Глава XIV. Цель монашеского жительства заключается в изучении - воли Божией, в усвоении ее себе, в покорности ей 279 Глава XV. Любовь к ближнему служит средством достижения любви к Богу 284 Глава XVI. Смирение пред ближним служит средством достижения любви к ближнему 287 Глава XVII. О молитве 290 Глава XVIII. О приготовлении к молитве 292 Глава XIX. О внимании при молитве 294 Глава XX. О келейном правиле 296 Глава XXI. О поклонах 297 Глава XXII. О применении келейного правила к монастырскому правилу 300 Глава XXIII. О молитве Иисусовой 303 Глава XXIV. Об упражнении молитвою Иисусовою 306 Глава XXV. О непрестанной молитве 308 Глава XXVI. О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной 309 Глава XXVII. О богомыслии 314 Глава XXVIII. О памятовании смерти 316 Глава XXIX. Тесный путь установлен Самим Богомдля истинных служителей Его 320 Глава XXX. Учение святых отцов о тесном пути 332 Глава XXXI. Скорби суть по преимуществу удел иноков последнего времени 343 Глава XXXII. Источники иноческих скорбей 350 Глава XXXIII. О необходимости мужества при искушениях 354 Глава XXXIV. О трезвении 357 Глава XXXV. О пользе и вреде от телесных подвигов 365 Глава XXXVI. О ревности душевной и духовной 369 Глава XXXVII. О милостыне 373 Глава XXXVIII. О нестяжании 376 Глава XXXIX. О человеческой славе 381 Глава XL. О памятозлобии 389 Глава XLI. Значение слова «мир» 396 Глава XLII. О хранении от знакомства с женским полом 409 Глава XLIII. О падших ангелах 415 Глава XLIV. Первый образ борьбы с падшими ангелами 436 Глава XLV. Второй образ борьбы с падшими ангелами 444 Глава XLVI. О сновидениях 445 Глава XLVII. О сродстве между собою как добродетелей, так и пороков 450 Глава XLVIII. Об особенном противодействии падших духов молитве 453 Глава XLIX. О хранении душевного ока от всего вредного для него 461 Глава L. О покаянии и плаче 465 Заключение. О удобоприменимости изложенных правил к положению современного монашества 483 КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О СВЯТЫХ ОТЦАХ, ТВОРЕНИЯ КОТОРЫХ ВОШЛИ В НАСТОЯЩИЙ СБОРНИК 488 Преподобный Нил Сорский 489 Преподобный Василий Поляномерульский 491 Преподобный Паисий Величковский 493 Преподобный Серафим Саровский 496 Преподобный Василиск Сибирский 498 Преподобный Зосима Верховский 500 Игумен Филарет Глинский 502 Святитель Игнатий Брянчанинов 504 Содержание 508 _________________ Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе. Последний раз редактировалось: OlegZ (2018-02-07 15:16), всего редактировалось 1 раз |
stepan-frunz Стаж: 15 лет Сообщений: 2563 |
11-Фев-2013 00:23 (спустя 1 час 14 минут) Спаси Господи!
|
OlegZ Стаж: 13 лет Сообщений: 571 |
12-Фев-2013 01:13 (спустя 1 день) Комментарий к «Трезвомыслию» из книги: Новиков Н.М. О молитве Иисусовой: Аскетический трактат. М., 2011. С. 187–190. к редакторскому коментарию "Трезвомыслие", Том 1, стр. 79-83: "В качестве постскриптума добавим замечание в адрес одного солидного и весьма душеполезного издания. Имеется в виду двухтомник «Трезвомыслие», где представлены некоторые наиболее значимые в традиции русского исихазма тексты . К сожалению, в редакционном комментарии к 1-му тому, касающемся расположения сердечного места, обнаруживается досадная неточность. Здесь, со ссылкой на мое издание, дается пересказ предлагаемого мною способа определения сердечного места. Действительно, такой метод был мною найден, я привожу его в своих книгах, однако на страницах «Трезвомыслия» он интерпретируется неверно, что может невольно ввести читателей в заблуждение. Напомним, что мое предложение состоит в том, чтобы сомкнуть все пальцы правой ладони, затем приложить ее «горизонтально к груди, так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда снизу под концом мизинца оказывается точка, примерно соответствующая искомому месту». Между тем в «Трезвомыслии» читаем следующее: «Четыре пальца кисти должны быть соединены, а большой палец, под углом 90 градусов к пальцам ладони, концом своим упираться в яремную (межключичную) впадину грудины. Кончик мизинца укажет положение сердечного места». Отклонение от моего метода заключается в предложении оттопырить большой палец «под углом 90 градусов». Но к чему мы придем, когда последуем такому совету? Если ладонь со всеми сомкнутыми пальцами помогает найти область сердечного места (в верхней части духовного сердца), то ладонь с оттопыренным большим пальцем укажет как раз на то место (в нижней части духовного сердца), куда всеми отцами категорически запрещено направлять внимание во время молитвы, так как от этого возбуждается нижележащая «похотная часть». Если следовать предложенному в комментариях «Трезвомыслия», то случается то, о чем говорит в этой же самой книге прп. Василий Поляномерульский: «Увы их прелести!.. Недугуя окончательным неразумием и грубостью, не знают даже и самого того сердечного места... Они частью ума касаются сердца и частью – чресл, сами собой призывая прелесть, как факиры – змею, ибо невозможно таким способом... избежать приближения вражеского». О том же говорят и другие отцы. Прп. Амвросий Оптинский, например, пишет: когда «во время молитвы держишь внимание ума очень низко... бывают плотские движения и скверные хульные помыслы»(1). В отеческой литературе, при указании сердечного места, встречаем очень важное уточнение: внимание надо установить не просто в сердце, но стать именно «над сердцем», «в вершине сердца» или «у сердца», в «преддверии сердечном», – такие или подобные выражения указывают на область примерно совпадающую с расположением верхней части сердечной мышцы, чуть левее ее. Вернемся к наставлениям прп. Василия Поляномерульского, проясняющим суть вопроса: «Следует с самого начала обучать ум в час молитвы, чтобы он находился в верху сердца и зрел в глубину его», но не оказался бы «на конце снизу». Надлежит знать, что, «когда ум стоит сверху сердца и оттуда совершает молитву, тогда, как царь, сидящий на высоте, взирает совершенно свободно на все пресмыкающиеся внизу злые помыслы и разбивает их о камень имени Христова... Притом же, будучи столь удален от чресл, может во всяком случае избежать похотного жжения, существующего в естестве нашем». Если же кто, пренебрегая советом, станет сосредотачиваться в нижней части сердца, то тогда – «или от случающегося оскудения теплоты сердечной, или же по изнеможению ума, или по причине воздвигнутой врагом брани – ум сам по себе ниспадает к чреслам», из-за близости этих частей тела, и, хотя и невольно, «смешивается с похотною теплотою». Так «некоторые, по наивной нерассудительности или, лучше сказать, не зная, что такое верх или середина сердца... начинают творить молитву снизу, на конце сердца, при чреслах». Тогда «ум, возлегши весь на чреслах и оттуда смотря в глубину сердца и совершая молитву, прелюбодействует в сердце своем, распаляя члены свои сладострастием блудным, и добровольно впускает врага внутрь себя, что и есть явная прелесть(2)». (1) Амвросий Оптинский, прп. Собр. писем. М., 1995. Ч. 3. С. 88. (2) Василий Поляномерульский, прп. Сб. о молитве Иисусовой. М., 1994. С. 346, 360. Николай Новиков"
_________________ Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе. |
agapit54 Стаж: 14 лет Сообщений: 313 |
18-Июн-2013 02:38 (спустя 4 месяца 6 дней) Благодарю за книги!
|
Страница 1 из 1 |
Список форумов Православный торрент-трекер » Православная литература |
Текущее время: 24-Ноя 18:15
Часовой пояс: GMT + 4
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы |