Крупицы иноческого опыта: Того же, кто не потакает нашему самолюбию, считаем врагом, ненавидим его. Это ли любовь наша?
Неужели мы не знаем, что от множества грехов рождается отчаяние, а отчаяние ведет нас в конечную гибель? (Святитель Амвросий Медиоланский.)
Страсти у новоначальных умаляюся не усиленным постом, а исповеданием греховных помыслов, трудами и удалением от свободного обращения с ближними.
Искушения и духовная брань: Мы не должны ни на минуту забывать того, что спасает нас Господь Бог по единой милости Своей, а не по делам нашим. Что сильнее этого помысла может побудить нас к совершенному смирению?
Выписки из святых книг: Как тьма смыкает очи телесные, так пороки смыкают очи души и не допускают видеть ни света, ни себя самих (блаженный Августин).
Лучше оставить ту добродетель, через которую мы произвольно высокоумствуем: награда подается не столько за труды, сколько ради смирения. Лучше быть согрешающим и кающимся, чем исправляющимся и возносящимся.
Люди, чуждающиеся храма, бывают чужды Бога, чужды веры и добродетели, и жизнь их бывает полна всяких страстей и неустройства и часто самых безобразных поступков, позорящих их жизнь… Все почти святые и все лучшие люди воспитывались в храме – через благоговейное посещение его служб, – и угодили Богу (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Вопросы о вере и спасении: Вопрос. Как избавиться от видимых соблазнов, не осуждая ближнего?
Ответ. Чтобы не соблазняться делами ближнего и не осуждать его, надо молиться: «Господи, его святыми молитвами помилуй мя грешного!» Тут мы себя ставим грешником, а ближнего – святым. Такая молитва избавляет от соблазна и осуждения.
Духовные блестки: Признак христианства – смирение (преподобный Макарий Великий).
Помыслы, всеянные сатаною, кажутся нам своими вследствие соуслаждения ими души (блаженный Диадох).
Мечтания – прием искушений диавольских (святой Исихий Иерусалимский).
Нападение страстей будет до конца жизни (авва Исаия).
По постигающим людей несчастиям еще нельзя делать заключения об их греховности (авва Исаия).
Молитва – уму просвещение: Из наставления афонских старцев.
Каждый день кончай молитвой: «Помилуй Господи, всех днесь пред Тобою представльшихся!» – дабы и тебя помиловал Господь.
Из «Русского инока» за 1911 год: От ежедневного воспоминания воплощения и страданий Христовых происходят живая вера, твердая надежа, теплая любовь ко Господу, послушание, благодарность, страх, утешение кающемуся грешнику, смирение (святитель Тихон Задонский).
Из книги «Жизнеописания подвижников благочестия XVIII–XIX веков»: Увидел я, что тогда только я нахожусь в истинном о себе мнении, когда худую о себе имею мысль, а когда добрую, то в прелести бываю.
Из указателя к «Добротолюбию» Преподобный Феодор Студит: Не предавайтесь безпечности, ибо смерть всегда близка, а по смерти – и суд и воздаяние.
Скорби и гонения посылает Бог для испытания; по испытании же пресекает их.
Из писем святителя Макария, митрополита Московского и Коломенского: Если не можешь сделать великое, сделай малое, ибо и малое иногда имеет великие последствия.
Мирный дух стяжавается смиренным переживанием обид, сдерживанием языка от ропота и горьких слов, а потом и удерживанием сердца, когда оно хочет кипеть гневом, раздражением.
Отцы говорят, что такого рода искушениям (нападение помыслов) подвергаются люди благочестивые за грех осуждения, не очищенный покаянием, а иногда за горделивое помышление о себе.