Стихиры Ивана Грозного - диск 2 (LP) Страна: СССР
Жанр: Хоровая музыка
Год выпуска: 1989
Формат: FLAC (image + .cue)
Битрейт аудио: lossless
Продолжительность: 45:03
Трэклист:
01. Текст
(2:50) 02. Стихира №2 в честь Сретения иконы Владимирской Богоматери
(17:38) 03. Стихира №2 (продолжение)
(18:33) 04. Текст
(3:07) 05. Стихира №2 (окончание)
(2:10) Дополнительная информация:
Это запись второго винилового диска из двойного альбома, выпущенного фирмой Мелодия.
Первый диск был позднее переиздан на CD с добавлением "Стихиры" Щедрина, его можно взять здесь:
http://pravtor.ru/viewtopic.php?t=1153 Исполняет мужской вокальный квартет:
И. Воронов, I тенор
С. Сермягин, II тенор
П. Дербгин, баритон
Е. Чепиков, бас
Художественный руководитель
Игорь Воронов Фрагменты писем Ивана Грозного читает
Александр Кулинич Запись 1989 г.
Торжественно, словно поступь праздничного крестного хода звучат стихиры Ивана Грозного. Как это было свойственно древнерусской музыке того времени, они строго унисонны, одноголосны. Поют только мужские голоса. Но строгая "соборность" характера пения не рождает однообразия или звуковой бесцветности. Великолепно "опеваются", многократно повторяясь, отдельные звуки, создавая как бы ювелирную огранку особо значимым по смыслу словам или фразам.
Иван Грозный - гимнограф Серьезные интересы царя ко всему, что связано с церковным пением, определились довольно рано. Уже на Стоглавом соборе 1551 года царь обращал внимание собравшихся на различия в совершении богослужения в московских храмах, с одной стороны, и в храмах Пскова и Новгорода - с другой. В Москве в торжественные моменты вечернего и утреннего праздничного богослужения при торжественных входах духовенства гимны "Свете тихий" и великое славословие "речью говорили", в то время как в Новгороде и Пскове, как заметил сам царь, "святые славы поют и славословие поют же". Заботу о надлежащем устройстве богослужения царь проявлял до самого конца жизни. В Уставе Московского Успенского собора отмечено, что в "7092-м", то есть в 1583/84 году - Иван IV "приговорил... месяца ноября в 27 день пети Знамению пречистыя Богородицы единой". По инициативе царя новгородская практика пения праздничных гимнов была распространена и на московские храмы. Именно с его желанием перенести на московскую почву новгородские новшества, по-видимому, было связано приглашение в царский певческий хор Федора Крестьянина и Ивана Носа, учеников новгородского мастера пения Саввы Рогова. В XVII веке помнили, что эти выдающиеся мастера работали для царя "в любимом его селе, в слободе Александрове". Здесь Иван Нос "триоди роспел и изъяснил". Царь сам охотно пел со своими певчими. В рассказе об освящении главного храма в Никитском Переяславском монастыре читаем: "На заутрени первую статью сам благочестивый царь чел и божественныя литургия слушал и крестным петием со своею станицею. Сам же государь пел на заутрени и на литоргии"...