Появление нового издания было настолько важным, нужным и своевременным, что уже в 1860 году РДСП имело более 2000 подписчиков (цифра огромная для тех лет), и это число постоянно увеличивалось. Некоторые тома журнала из-за большого интереса читателей приходилось печатать вторым изданием. Поэтому можно констатировать, что РДСП несмотря на сильнейшую конкуренцию удалось быть среди лидеров духовной периодики многие годы.
Журналу принадлежит большая заслуга в разработке науки пастырского богословия, которая до того времени «находилась в зачаточном состоянии».
РДСП постоянно печатал разнообразные статьи, материалы интересные для священнослужителей и прихожан. Публиковались всякого рода наставления, советы и замечания, помогающие пастырю при богослужении, при совершении таинств и треб, во внецерковных взаимоотношениях с верующими, неверующими, иноверцами, староверами и сектантами. Большое внимание обращалось на своеобразие народного православия, сохраняющего массу всевозможных предрассудков, суеверий, дохристианских обычаев и обрядов. Подобные реликты языческого мышления, по мнению многих авторов заметок, чужды духу христианства, и с ними необходимо бороться, но не прямым запретом, а методом убеждения крестьян в абсурдности того или иного суеверия, обычая, раскрывая историю их возникновения, изначального смысла.
Среди работ по народному православию особенного внимания заслуживает цикл серьезных научных статей Г.Булашева, В.Маврицкого, П.Озерецкого, П.Поспелова и др. В целом можно говорить о довольно высоком уровне многих публикаций в журнале, о знании их авторами современной им научной литературы. Вместе с тем иногда на страницах РДСП помещались курьезные, с современной точки зрения, материалы. Например, статья К.Думитрашкова, в которой автор считает, что, так как многое в сказках взято из языческой мифологии, то некоторые сказки вредны и не подходят для нравственно-воспитательной роли подрастающего поколения.
Важно отметить, что РДСП никогда не было печатным органом исключительно Киевской епархии, а всегда выступало в роли общероссийского журнала, привлекая к сотрудничеству сельских священников из разных уголков России. Неоднократно редакция журнала обращалась к своим читателям с просьбой присылать заметки « о характеристических чертах простого народа и о том, как ими пользоваться для успешного содействия на нравственность прихожан». Поэтому за все годы своего существования издание накопило огромный материал по местной народной традиции. В 1914 г. в РДСП был опубликован призыв – собирать фольклор, привлекая к этому школьников под руководством учителей. Здесь же говорилось об огромном воспитательном значении собирательной работы. К сожалению, из-за начала I мировой войны этот призыв не был реализован.
Редакции удалось сплотить вокруг себя коллектив постоянных корреспондентов, активно сотрудничавших с журналом в течение многих лет. Назову лишь несколько фамилий: А.Воскресенский, С.Грушевский, К. Думитрашков, С.Кохомский, А.Левашев, П.Озерецкий, В.Певницкий, П. Руновский, И.Скворцев, П.Троцкий, А. Флегматов и др.
Сведения по особенностям народного православия содержатся и в официальных документах из различных епархий, в таких рубриках как «Решение недоуменных вопросов по пастырской практике», «Заметки», «Из епархиальных ведомостей». Эти сведения доставлялись в редакцию журнала иноепархиальными корреспондентами, извлекались из епархиальных ведомостей.
Наконец еще одним важным источником подобных материалов являлись проповеди. Придавая огромное значение проповедничеству, в РДСП печатались в начале каждого номера лучшие образцы дидактического красноречия, как современного, так и недалекого и далекого прошлого (например, поучения Иоанна Златоуста). Журнал приложил много усилий, чтобы проповедь стала подлинно народной, «а для этого она должна была иметь в виду нужды и интересы своей паствы, волнующие ее в данный момент». И здесь достижению поставленной цели способствовало сотрудничество самих сельских священников, присылающих тексты своих обращений к прихожанам, бесед с ними. Интерес читателей к этому разделу был столь высок, что по их желанию, напечатанные в РДСП проповеди в 1877, 1879 – 1881 гг. вышли отдельными изданиями, а с 1883 года редакция стала публиковать их в виде отдельного приложения. В том же году появляется еще одно отдельное приложение: «Богословский библиографический листок». Все это позволило расширить объем журнала.
Большое внимание уделялось в нем проблемам нравственного развития самого сельского священнослужителя для того, чтобы «ввести духовенство в среду общественной деятельности и примирить с ним общество, которое не всегда имеет к нему должное уважение». Для этого печатались материалы, посвященные разным сторонам личной жизни священника, отношению друг к другу членов одного церковного причта, священников соседних приходов и т.д. В течение многих лет обсуждалась проблема взаимоотношений двух поколений русского священничества: «старого», консервативного, дореформенного и «молодого», либерального, пореформенного. В заметках, очерках, отрывках из дневников и писем, в произведениях беллетристического характера показывались различные типы служителей церкви, достойные черты одних, слабости и недостатки других.
Большую роль играли в журнале разнообразные и подробные библиографические обзоры, рецензии. Достаточно перечислить названия лишь некоторых из них, чтобы понять, насколько широко, а часто и глубоко, охватывали они все те новинки в области духовной и светской литературы, которые могли бы быть интересными, но не всегда доступными по своей цене для большинства читателей: «Замечания о ходе епархиальных ведомостей», «Понятия некоторых современных публицистов о религии», «Взгляды светской литературы на духовенство», «Типы пастыря Церкви в произведениях наших светских беллетристов» и т.д. Анализировались повести и рассказы Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Горького и мн. др. Рецензировались книги, имеющие отношение к фольклору и этнографии (например: очерки С. Максимова «Бродячая Русь», сборник украинских заклинаний П. Ефименко, работа И. Калинникова «Церковно-народный Месяцеслов на Руси»). В течение многих лет вел рубрику «Проповедническое обозрение» Г.Булашев, а другой библиограф, скрывавшийся под псевдонимом Z, – рубрику «Обозрение духовной журналистики» по месяцам текущего года. Эти материалы очень полезны для тех, кто собирается познакомиться с чрезвычайно многообразной церковной литературой, до сих пор еще почти не введенной в научный оборот.
Составление библиографического обзора РДСП затруднено, так как существуют лишь два указателя статей: с 1860 по 1869 гг. и с 1870 по 1881 гг., но в них не указаны авторы публикаций, и, следовательно, нет именного указателя. Кроме того, очень редко при фамилии корреспондентов указывалось место их службы. Это делалось, и то не всегда, для сельских священнослужителей, но никогда – для преподавателей из духовных заведений Киевской епархии. Поскольку, к сожалению, не удалось обнаружить какого-нибудь издания, посвященного истории Киевской духовной семинарии, то назвать должность, годы жизни многих авторов весьма сложно. Возможно, что в Киеве сохранились какие-то архивы КДС, и кто-нибудь из исследователей займется интересной темой «История Киевской духовной семинарии». Наконец, многие корреспонденты публиковались, используя лишь инициалы, или просто подписывались: Иерей, Сельский священник (в ряде статей, заметок вообще отсутствует упоминание об авторе).
Характеризуя же в целом РДСП, можно констатировать, что его материалы весьма любопытны и полезны для представителей разных наук: для религиоведов, культурологов, историков, этнографов, фольклористов, философов, лингвистов, литературоведов, занимающихся всеми этапами истории русской литературы от ее истоков до 1917 г. включительно.