О грехе осуждения ближних
Год: 1997
Автор: Священник Николай Воинов
Жанр: Православие
Издательство: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь
ISBN: 5-86594-075-1
Язык: Русский
Формат: PDF, DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 26
Описание: Осуждать ближних за их недостатки, слабости и пороки, без всякого на то права и призвания Божия, осуждать не с намерением исправить, а с явным или тайным намерением унизить их, осуждать часто по одному только невыгодному о них слуху или молве, осуждать словом, или мыслью, — вот грех, который, под угрозой Своего Страшного суда и наказания, запрещает нам Господь наш Иисус Христос!
Не судите, говорит Он, да не судимы будете. Грех осуждения так распространился в роде человеческом, что от него редко бывают совершенно свободны и самые благомыслящие и благонамеренные люди. Не большую ли часть разговоров наших составляют пересуды ближних? — Редкая беседа проходит без них. От усилившейся же привычки осуждать, грех осуждения многими овладевает так, что делается для них как-бы некоторою потребностью. Стараться найти в ближнем какие-либо пороки и недостатки и, если найдут, преувеличить их, осмеять, поострить над ближним — это их удовольствие. Без пересудов они, точно как без пищи, бывают молчаливы, скучны.
Так страсть осуждать других порабощает себе большую часть людей, и от этого представляется грехом обыкновенным, маловажным, а по мнению иных, и совсем не составляет греха. Но делается ли маловажным грех от того, что становится обыкновенным, общим грехом? — Не опаснее ли он других именно от того, что сделался обыкновенным? Опыт свидетельствует, что нет ничего труднее, как искоренять в себе то, что поддерживается в нас примером многих и что утверждено в нас собственной привычкой.
Почему к греху осуждения так склонны все люди и отчего он так легко усиливается во многих? — Потому что начало, от которого он происходит, глубоко положено в природе каждого из нас. Начало это есть самолюбие. Вследствие повреждения нашей природы, каждый из нас при самом рождении своём получает наклонность любить себя больше, чем Бога и ближнего меньше, чем себя самого. Если же страсть самолюбия в большей или меньшей мере обладает всеми, то и грех осуждения, естественно, может проявляться во всяком, кто не заботится подавить его в себе страхом суда Божия и строгим наблюдением за собою.
От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москва, июня 15 дня, 1902 года. Цензор Протоиерей Григорий Дьяченко Файлы книги на облачном хранилище