Loading...
Error

Преподобный Амвросий Оптинский - Собрание писем Оптинского старца Амвросия [2012, PDF/DjVu, RUS] Обновлено 25.10.17

Ответить на тему
Статистика раздачи
   
 
Автор Сообщение

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 16-Сен-2012 22:56

[Цитировать] 

Собрание писем Оптинского старца Амвросия

pic
Год: 2012
Автор: Преподобный Амвросий Оптинский
Жанр: Святоотеческое наследие
Издательство: Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь
ISBN: 978-5-86594-175-0
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста (в pdf)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 768

Прямая ссылка

Описание: Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) был и остается одним из самых почитаемых русских старцев. Его живое слово, советы и наставления содержатся в многочисленных письмах к мирянам и монашествующим. Впервые изданные до революции, в наше время они печатались выборочно и в репринтном воспроизведении. В настоящем издании письма старца Амвросия собраны в один том и публикуются в современной орфографии.
Примеры страниц
picpicpicpicpicpic
Оглавление
ПИСЬМА К МИРСКИМ ОСОБАМ
1. О том, сколько мы заботимся о теле и сколько о душе.....................13
2. Изъяснение 126-го псалма в историческом и духовном смысле........14
3. Изъяснение слов 127-го псалма...............................................................17
4. Как подражать Богу...................................................................................18
5. Радость о Крещении черкеса муллы. Недаром соблюдаются
Богом разные племена и народы............................................................19
6. О трех брошюрах духовного содержания..............................................20
7. Как держать себя при разговорах о Святой Церкви..........................21
8. Советы христианину о постоянном бодрствовании над собою........24
9. Письмо графа А. П. Толстого к скитскому монаху
о. Константину Зедергольму....................................................................26
Объяснение сновидения старцем Амвросием..................................28
10. Объяснение второго сновидения Д. М. Константиновского..............34
Объяснение сновидения старцем Амвросием..................................34
11. О митрополите Филарете........................................................................38
12. Не должно увлекаться почитанием святых Римской Церкви............39
13. Жертвующий на монастырь спасает души многих.............................40
14. Происхождение монашества. Отличие его от мира............................41
15. Удобства монашеской жизни....................................................................42
16. Как жить по Евангелию. Необходимость послушания.......................42
17. Внешнее благоприличие приводит к благому
строению помыслов...................................................................................44
18. Различие пожертвований - по благословению и без оного. Искушения. Скорби...................................................................................45
19. За жертву воздаяние от Бога, а не от людей.......................................48
20. Монаху полезно болеть.............................................................................48
21. Болезни и скорби должно терпеть благодушно....................................49
22. Воздержание необходимо. Свобода часто вредит.................................50
23. Где Бог?................................................................................,.......................51
24. Родители могут посвящать детей Богу...................................................52
25. Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным последствиям...............................................................................................52
26. Скорби везде. Мир души - в смиренном терпении.............................53
27. Спасение наше между страхом и надеждою.........................................54
28. Нигилисты и цареубийцы суть предтечи антихриста........................55
29. Необходимость покаяния. Польза поста................................................56
30. О вражде против властей. Смысл искушений......................................57
31. Человеку дана свобода. Как спастись.....................................................58
32. Внушения вражеские благовидны..........................................................59
33. Промысл Божий. Вера необходима........................................................60
34. Необходимо отсекать свою волю.............................................................60
35. В посте должна быть мера.......................................................................61
36. Мысли о посте.................................... ........................................................62
37. Не место, а произволение спасает..........................................................63
38. Утомление от трудов полезно. Враг всех искушает. Недоразумения попускаются для пользы...............................................65
39. Свои взгляды надо поверять законом Божиим.....................................67
40. Ответ на сожаление о деньгах, употребленных
на устройство монастыря..........................................................................68
41. Терпение скорбей спасительно.................................................................69
42. Спасение от нас зависит, но нужен руководитель...............................70
43. Польза болезней.........................................................................................71
44. Об искушениях диавола и о Промысле Божием..................................73
45. Как жить, чтобы спастись........................................................................75
46. Должно полагаться на волю Божию......................................................77
47. Не следует жалеть о пожертвованных на монастырь деньгах..........78
48. Надо внимать себе, а не чужие дела разбирать...................................79
49. Враг хитро и лукаво всех искушает.......................................................80
50. Всякого своя совесть, а не чужая осуждает или оправдывает.........81
51. Без скорби не спасешься...........................................................................82
52. Мир душевный зависит не от других, а от нас самих.......................83
53. Телесные болезни и скорби душевные служат для очищения
души и тела.................................................................................................85
54. О видениях и псалме: Живый в помощи Вышняго............................86
55. Не одним внешним украшением храмов, но прежде всего добродетелями украшается христианин................................................88
56. Праздники должно праздновать духовным обновлением..................89
57. Евангелие требует от нас покаяния, а не умствований......................90
58. Спасение во многом совете, а не со многими.
Келлия всему научит.................................................................................90
59. Изъяснение слов: Аще дух владеющаго взыдет на тя,
места твоего не остави..............................................................................91
60. Всячески избегай того, что нарушает мир душевный........................92
61. Объяснение слов юродивого о ворожбе и внутреннем христианстве...............................................................................................93
62. Как относиться к покраже.......................................................................93
63. Об открытии злодейского умысла...........................................................94
64. О святых мощах.........................................................................................95
65. О святых мощах.........................................................................................97
66. Об условиях христианского совершенства.............................................97
67. О неправильном понимании учения о Святой Троице
и об Ангелах...............................................................................................99
68. Ответы осуждающему Православную Церковь..................................101
69. О силе Таинства Елеосвящения............................................................105
70. О почитании святых мощей..................................................................106
71. Ревность о благочестии должна быть разумна...................................108
72. О различии нечистот внешних и духовных.......................................ПО
73. Достоинство молитвы определяется ее концом.................................111
74. В чем сила заповеди о посте.................................................................112
75. Смысл и необходимость поста...............................................................113
76. Как приобретается смирение.................................................................114
77. О пользе издания писем о. Макария...................................................116
78. Цель православных при исполнении заповедей Божиих. Жизнь около монастыря. Обращение к угадчице - грех.
Не следует носить крест с мощами на себе........................................117
79. О ереси шалопутов..................................................................................120
80. Об испытании юных прежде принятия их в монастырь.................123
81. О подкинутом младенце.........................................................................123
82. О прогрессе внешнем и нравственном.................................................124
83. Родителям, скорбящим о кончине сына..............................................128
84. О разборчивом чтении духовных книг. О христианском воспитании детей. О страхе трудного рождения детей....................130
85. Расслабление, отчаяние, молитва.........................................................134
86. Ответ диакону о причинах его болезни..............................................137
87. О терпении скорбей................................................................................138
88. Духовное врачевство против табакокурения.......................................139
89. О христианском воспитании детей......................................................140
90. О дуэли. Дуэль - плод горделивого самомнения................................143
91. Утешение родителям в смерти юной дочери.......................................145
92. Замечательное событие. О безропотном перенесении скорбей.......146
93. О спиритизме...........................................................................................148
94. Великий грех - удерживать достояние монашествующих...............150
95. Как ныне дела идут.................................................................................152
96. Советы о справедливом завещании имения.......................................152
97. Правый суд судите...................................................................................153
98. Количество и качество............................................................................154
99. Девство и супружество............................................................................155
100. Нет худа без добра. Преданность в волю Божию..............................157
101. Отношение чад к родителям.................................................................158
102. Ученость без смирения............................................................................158
103. Католичке. О заблуждениях Римской Церкви....................................159
104. Письмо француженки и ответ старца Амвросия...............................162
Ответ Старца.......................................................................................163
105. Римскому католику, женатому на православной,
о неправде католичества........................................................................165
106. Пред Судом Божиим имеют значение не характеры,
а направление воли.............................. ...................................................167
107. О немощах, открываемых наставнику.................................................168
108. Обязанности восприемников.................................................................168
109. Семейные тяготы................................ .....................................................168
ПО. О детском чтении....................................................................................169
111. Приветствие детям..................................................................................170
112. Об осторожности в разговорах с неверующим..................................170
113. Школьные смуты.....................................................................................170
114. О людской лжи.........................................................................................171
115. Служебные отношения............................. ................................................171
116. Доносы.......................................................................................................173
117. Неприятная молва...................................................................................173
118. Скорби........................................................................................................173
119. О тоске,......................................................................................................174
120. О тоске.......................................................................................................176
121. Смущение есть самое душевредное искушение..................................177
122. Зависть.......................................................................................................178
123. Леность к молитве...................................................................................179
124. Самоукорение............................................................................................179
125. Как и чем умерять себя..........................................................................180
126. О покаянии и исполнении заповедей Божиих...................................180
127. Поститься должно, соображаясь с телесными силами....................181
128. О питье чая до обедни...........................................................................182
129. О безмолвии в миру.................................................................................183
130. Истинная любовь.....................................................................................183
131. Должно помнить о смерти................................................:....................184
132. Пожелания на Новый год.......................................................................185
133. Уверение Старца в том, что он не покинет
обращающихся к нему.............................................................................186
134. Совет и наставление больному Василию.............................................186
135. О непостоянстве желаний молодых людей.........................................187
136. Не должно оставлять сына праздным.................................................188
137. Иногда нужно уступать детям................................................................188
138. Надо уступать в мелочах, но не в существенном...............................189
139. Надо терпеть семейные скорби.............................................................189
140. Как выбирать невесту и жить в семье счастливо...............................190
141. Смысл и польза откровения помыслов................................................191
142. Счастие семейное основано на страхе Божием..................................191
143. Добрые обычаи надо сохранять. Благословение отца
должно беречь. При остроге церковь нужна......................................191
144. На докторские слова против постной пищи
нельзя особенно полагаться........................... .........................................192
145. Нельзя принуждать к нарушению поста.............................................193
146. О поездке по святым местам.................................................................193
147. Судьба каждого зависит от Бога...........................................................194
148. Соборование в Великий Четверг..........................................................194
149. Надо презирать вражий искушения и молиться
об избавлении от них.............................. ...............................................194
150. Неисправность восполняется смирением............................................195
151. Скорби посылаются нам Промыслом для познания
суеты жизни...................................... .........................................................195
152. Не верить предчувствиям.......................................................................196
153. Болезни и скорби ведут к смирению....................................................197
154. Надо быть осмотрительной и не давать сыну
быть в праздности...................................................................................197
155. Не нужно терять мужества в несчастии.............................................198
156. Несчастия посылаются к смирению самонадеянности
и к очищению грехов..............................................................................199
157. Нужно просить помощи у Бога.............................................................200
158. Надо довольствоваться всяким приемом -
и ласковым, и неласковым.....................................................................201
159. Поздравление с пострижением в рясофор..........................................201
160. Римскому католику, сенатору, о благотворительности
и вероисповеданиях.................................................................................201
161. О пользе чтения писем старца о. Макария........................................203
162. Евангельские заповеди даны всем людям............................................204
163. Утешение покинутой жене.....................................................................204
164. Совет страдающим тоскою и немощию винопития..........................205
165. И болезнь, и здоровье - от Господа......................................................206
166. Внешняя должность не должна препятствовать собранности внутренней. О неверии и хульных помыслах.
Об отношении к Богу. Настроение духа
не может быть всегда ровное.................................................................207
167. О молитве при головной боли...............................................................209
168. Лечиться - не грех. От скорбей никуда не уйдешь...........................209
169. Наша жизнь - в юдоли плача................................................................210
170. Оправдание монашеской жизни...........................................................211
171. Преимущество монашества пред белым духовенством......................213
172. Утешение скорбящей. Непреклонная воля человеческая..................213
173. Совет больной девушке...........................................................................214
174. Не следует нарушать поста больному, если не позволяет
совесть........................................................................................................215
175. Утешение матери, скорбящей о болезни дочери.................................215
176. Грешнику не должно отчаиваться, а должно каяться.......................217
177. Как спастись..............................................................................................217
178. Ответ не исполнившей обета пойти в монастырь.............................217
179. Болящему и скорбящему о продолжающейся его жизни..................218
180. Почему не все желания наши исполняются.
Во всем надо полагаться на волю Божию...........................................218
181. Монастырь есть духовная школа. Молитве не скоро
научишься. Надо терпеть и применяться...........................................219
182. Мы спасаемся терпением........................................................................221
183. В неопределенном положении тверди 39-й псалом............................222
184. Молись, как умеешь, не смущаясь искушениями...............................222
185. На всяком месте можно спастись..........................................................223
186. Должно везде беречь себя от душевного смущения...........................224
187. Должно остерегаться тех, кто «мирскими удобствами»
отвлекает от монастыря.........................................................................225
188. Упрек за неискренность..........................................................................225
189. Как приучать воспитанницу к серьезным занятиям.........................227
190. Не унывай и умудряйся..........................................................................228
191. Матери, скорбящей о неверии сына. О говений................................228
192. Как поступать в скорбях. Об исповеди................................................230
193. Надо мириться с обидчиками...............................................................232
194. Не следует менять место без надежды на перемену жизни.............232
195. Без столкновений прожить невозможно.
Должно надеяться на Бога.....................................................................233
196. Будь осмотрительной..............................................................................234
197. Все нужно делать с благим намерением..............................................235
198. Болезни от духовных причин лечатся духовными средствами.......236
199. Как проходить должность......................................................................236
200. Как переносить служебные неприятности..........................................237
201. Долги хуже грехов...................................................................................238
202. Надо ратовать за правду; не отрекаться, но пострадать..................239
203. Не отказываться от должности. Губернатора уволят
или переведут. Замужней жить с мужем на свои средства..............239
204. Довольство и изобилие портит людей.................................................240
205. Смелым Бог владеет................................................................................241
206. Продолжение борьбы. Не унывать и одному в борьбе......................241
207. Суды. Неправда совершенного успеха иметь не может.....................241
208. Всегда надо, с помощью Божиею, держаться правой стороны........242
209. Уча детей, должно и от них учиться...................................................243
210. Дом души - терпение, а пища души - смирение...............................243
211. Будьте уступчивы друг ко другу.............................................................244
212. По имени и житие твое да будет..........................................................244
213. Должно полагаться на Бога...................................................................245
214. В мире скорбни будете............................................................................245
215. В терпении вашем стяжите души ваша. Как молиться.....................246
216. Ошибки исправляй самоукорением и покаянием..............................247
217. Хульными помыслами не смущайтесь..................................................247
218. Хульные помыслы - за гордость............................................................248
219. Во всем полагайся на Бога.....................................................................248
220. Опровержение неправильных мнений:
о чудесах Христовых, о театре, войне, разводе,
награде за гробом и духовной литературе.............................................248
221. Благословение на брак............................................................................255
222. Какую должно выбирать невесту..........................................................255
223. О пьянице-муже должно молиться......................................................255
224. Можно ли молиться за казненных.......................................................255
225. Предсказание митрополита Филарета.................................................256
226. О происхождении душ. О живом единении Русской Церкви
с Греческой. О русском духовенстве......................................................256
227. О противодействии журнальному кощунству.....................................259
228. О восточных Церквах. Не всех Бог спасает разумом,
но многих и простотою..........................................................................262
229. Свое душевное устроение не следует изъяснять в общих чертах.....265
230. Пожелание терпения и смирения.........................................................265
231. Совет не спешить, а выжидать, рассматривая, принесет ли предполагаемое дело пользу или нет...................................................266
232. Ответ на письмо лютеранского пастора. Письмо пастора...............266
Ответ Старца.......................................................................................267
233. Письмо Старца к сыну пастора.............................................................268
234. Как исповедоваться..................................................................................269
235. Письма надо писать ясно........................................................................269
236. Рассуждение выше всех добродетелей...................................................270
237. Три сочинения старца иеросхимонаха Амвросия, написанные им при жизни старца Макария
с его благословения.................................................................................271
1. Письмо, писанное от имени неизвестной монахини
к ее дяде лютеранину (против лютеран)..................................271
2. Ответ благосклонным к латинской Церкви
о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков)..........................286
3. О церковном поминовении христиан неправославных...........293

ПИСЬМА К МОНАШЕСТВУЮЩИМ
Общие праздничные приветствия

238. Простим вся Воскресением...................................................................299
239. О великом снисхождении Рождшегося Господа
и о нашем окаянстве...............................................................................299
240. Праздник Пасхи напоминает о будущем
и всеобщем Воскресении........................................................................301
241. Родившийся Христос приносит нам великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения..............302
242. Значение Воскресения Христова. Яко чада света ходите.................304
243. Праздник Воскресения, как и другие праздники, напоминает нам о том, что Христос вчера и днесь Тойже,
и во веки, а мы, люди, изменчивы и унылы......................................306
244. Должно помнить ангельское славословие
и не прилепляться к скоропреходящему..............................................307
245. Что препятствует людям повиноваться правде Божией..................308
246. О Кресте и Воскресении........................................................................310
247. О власти как послушании Богу.............................................................312
248. Совет об уклонении от разделений......................................................314
249. О необходимых признаках духовной жизни.......................................315
250. Об унынии, забвении и неведении как врагах
нашего спасения.......................................................................................317
251. Об удалении взаимной ненависти и о приобретении любви..........318
252. О том, что и грешникам смиряющимся должно радоваться
в праздник Воскресения Христа...........................................................320
253. Об искоренении зависти.........................................................................321
254. Чтобы спрославиться со Христом, необходимо
и спострадать с Ним...............................................................................323
255. Объяснение кондака Рождества Христова...........................................324
256. О разумном пении Богу. Объяснение
трех церковных песнопений..................................................................326
257. Объяснение 22-го псалма........................................................................328
258. О зависти...................................................................................................331
259. Объяснение ирмоса: «Христос раждается».........................................333
260. Недостаточно знать заповеди - надо и исполнять их......................334
261. Объяснение рождественского ирмоса: «Таинство странное»...........336
262. Объяснение ирмоса: «Воскресения день»............................................338
263. Объяснение ирмоса: «Жезл из корене Иессеова».............................339
264. Объяснение слов Пасхального канона: «Ныне вся
исполнишася света».................................................................................341
265. Объяснение слов: Милость и истина сретостеся...............................343
266. Объяснение слов псалма: Воскресни, Господи Боже мой.................345
267. Смысл скорбей..........................................................................................346
268. Объяснение ирмоса Сретенского канона:
«Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе»............................348
269. Объяснение слов: Сердцем веруется в правду, усты же исповедуется во спасение........................................................................350
270. О грехе осуждения ближних.................................................................352
271. Объяснение слов псалма: Благ и прав Господь. О покаянии...........353
272. Изъяснение слов: Несть бо Царство Божие брашно
и питие......................................................................................................355
273. Объяснение слов 1 Послания апостола Петра
главы 1 о страхе Божием как средстве к достижению святости.....357
274. Объяснение слов псалма: Бог же наш на небеси и на земли,
вся елика восхоте, сотвори ...................................................................359
275. Объяснение слов псалма: Наказуя наказа мя Господь.......................362
276. Объяснение слов псалма: Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум. О страхе Божием как
начале спасения........................................................................................363
277. Объяснение слов псалма: Еда забудет ущедрити Бог? или удержит во гневе Своем щедроты Своя?
О милосердии Божием............................................................................365
278. Объяснение слов св. Давида: Благости, и наказанию,
и разуму научи мя. От чего рождается любовь.................................367

ПИСЬМА К ОТДЕЛЬНЫМ ЛИЦАМ

279. Необходимо достигать христианской мудрости..................................370
280. Мудрость христианская состоит в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа.......................................................370
281. Благочестно живущие должны терпеть скорби от врага
ради будущего блаженства......................................................................371
282. Более всего надо достигать любви христианской..............................371
283. Духовное утешение подается за молитвы о живых и умерших......372
284. Молитва против помыслов немощных.................................................372
285. Должно мужественно бороться с душевными недугами...................372
286. Бодрость - от единения с Господом, уныние от тщеславия............373
287. Уныние - от диавола...............................................................................373
288. Угождение самолюбию - вторая смерть!.............................................373
289. О страхе Божием и о необходимости немедленного покаяния.......374
290. Искус полезен............................................................................................374
291. Сознание своей немощи, самоукорение и терпение -
три ступени к смирению........................................................................374
292. Кратчайший путь ко Христу - носить тяготы друг друга................375
293. Главные препятствия к усвоению святости - похоть плоти,
похоть очей и гордость житейская.......................................................375
294. Христианская мудрость требует искоренения
«ветхого человека»...................................................................................376
295. Серьезная болезнь серьезнее обращает к Богу...................................376
296. Духовное возрождение начинается освобождением
от страстей, а завершается прохождением добродетелей.................377
297. Чадцами Христовыми именуются те, в коих вообразился
Христос......................................................................................................377
298. О сожительнице. Об игуменстве над собою.
О твердом разуме.....................................................................................377
299. О наставнице. Как стяжать разум духовный. О молитве Иисусовой. О том, что грешнику полезнее вспоминать ад,
нежели рай................................................................................................378
300. Гордый ученик должен искать старца строгого.
За отсутствием старца руководствоваться заповедями евангельскими. Страстным уединение вредно....................................379
301. Полезно сидеть в келлии. Нужно обуздывать язык.
Самомнение и самоверие при неочищенном сердце пагубны.........381
302. Нужно держаться среднего пути спасения..........................................382
303. Самочинное подвижничество опасно и душевредно.
Найти совершенство - без покаяния - самообман............................383
304. Одни правила и посты без соблюдения заповедей не спасут..........384
305. Неразумное пристрастие приносит много зла...................................385
306. Самочинное и самонадеянное испытание пагубно...........................385
307. Положим начало исправлению.............................................................386
308. Не должно вступаться не в свои дела..................................................386
309. Болезнь от невнимания к себе и увлечения.......................................388
310. Неожиданная потеря здоровья от умолчанной причины.
Как обращаться с келейными................................................................388
311. О пострижении и согласовании внешнего с внутренним................389
312. Не должно отказываться от монашества
по ложному смирению............................................................................390
313. Должно идти средним путем.................................................................390
314. Все пути Господни сводятся к двум: милости и истине...................391
315. Не должно усложнять путь монашеский.............................................392
316. Самообман в заботе о ближнем............................................................394
317. Нужно вырывать корень зла - самость...............................................395
318. Жизнь вместе и жизнь врозь................................................................395
319. Сознание немощи - начало исправления............................................396
320. Нужно учиться самоукорению...............................................................397
321. Не должно препятствовать спасению ближнего................................397
322. Скорби научают терпению, и терпением достигается спасение.....398
323. Наставление об отношениях к старцу
и о молитвенном правиле.......................................................................399
324. О непрерывности четочного правила..................................................399
325. Течение благочестивой жизни в покаянии, чистоте
и совершенстве. О молитве Иисусовой и об обычном правиле......400
326. Избегай начальствования.......................................................................401
327. Советы об устройстве келлии................................................................401
328. Советы о келейном времяпрепровождении с сестрою......................402
329. Не следует спешить разделяться с сестрою........................................403
330. О радости возвращения к совместной жизни....................................403
331. Умеренному деланию цены нет, а крайности - от диавола.............404
332. Об искушении на молитве.....................................................................404
333. Нужно молиться об исправлении душевных немощей.....................405
334. Божие должно впереди ставить. О постоянстве
в умеренном правиле...............................................................................406
335. О необходимости держаться постоянства...........................................407
336. О том, как писать письма старцу..........................................................408
337. Должно молить Бога об укреплении веры..........................................408
338. По случаю огорчения о неполучении мантии из рук старца..........409
339. Пострижение - великий дар Божий. О келейном правиле.
О светском воспитании..........................................................................409
340. О славолюбии как причине неверия....................................................411
341. Нужно учиться различать козни вражий...........................................412
342. Принявшему великий образ монашеский должно избегать мирской заботливости.............................................................................412
343. Перенося обиды со стороны других,
должно вспоминать свои неправды......................................................413
344. Забота о келлии.......................................................................................414
345. Вся испытующе, добрая держите..........................................................414
346. Наставление о кротости.........................................................................415
347. Наставление пред Великим постом: у мирских -
корень зла сребролюбие, а у монахов - самолюбие...........................416
348. Цель переписки - польза душевная, а не одно утешение................417
349. Более всего должно держаться страха Божия
и хранения совести..................................................................................418
350. О кончине м. М. и о болезни о. Макария...........................................419
351. Под впечатлением кончины о. Макария..............................................420
352. Наставление монашествующим о самочинии
и других страстях....................................................................................420
353. Друг от друга требуем исполнения заповедей,
а сами не исполняем................................................................................422
354. О скорбях по принятии монашества...................................................422
355. Наставление при вручении четок о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи..............................................................423
356. Наставление при отсылке схимы о ее значении...............................424
357. О чтении писем св. Златоуста к диаконисе Олимпиаде
в скорбных обстоятельствах..................................................................427
358. О словах св. Лествичника, что остроугольные камни,
ударяясь друг о друга, округляются......................................................428
359. О своевременном удалении на покой
от казначейской должности...................................................................428
360. Должно переносить скорби от подчиненных терпеливо
и себя не оправдывать............................................................................429
361. О сомнениях, вызываемых добровольным оставлением начальственной должности....................................................................431
362. Об исполнении юли старца о. Макария.............................................432
363. О преждевременном стремлении к безмолвию...................................434
364. Не покойного пути жизни искать надобно,
а подчиняться воле Божией...................................................................436
365. Совет монахине, желавшей для развлечения от уныния
заняться переводом исторических статей............................................436
366. О нерасчетливости оставляющих путь в Царствие Божие..............440
367. Не должно ревновать не по разуму
и обличать без рассуждения..................................................................440
368. Нужно покаяться в своем недоверии к старцам.................................442
369. Царство Божие кое-как не приобретается, а с толком
и с понуждением на благое, и с вопрошением опытных.................442
370. Болезнь надо переносить терпеливо, как невольное подвижничество.......................................................................................443
371. Вразумление немирным сестрам...........................................................444
372. Совет относительно устройства училища при монастыре...............445
373. О покорности духовной матери.............................................................446
374. Прелесть от скрытности и самочиния.................................................447
375. Явному затвору должно предпочитать уединение по немощи..........447
376. Увещание гордым и самолюбивым........................................................448
377. Мнение Старца о награждении наперсным крестом.
О переводе книги св. Феодора Студита...............................................449
378. Об оптинских изданиях и напевах......................................................450
379. Учить других - легко, а самому исполнять - трудно.........................452
380. О том, что не следует монахиням быть сиделками
в общественных больницах....................................................................452
381. О том же...................................................................................................454
382. Новопосвященной игумений..................................................................455
383. Игумений наставление быть милостивой и снисходить
к немощам человеческим........................................................................456
384. Наставление терпеливо переносить неустройство в обители..........457
385. О семи Таинствах церковных................................................................458
386. Совет не оставлять настоятельства ради уединения........................459
387. Не живи, как хочешь, а как Бог приведет..........................................460
388. Неудачи надо терпеть с радостью.........................................................461
389. Доброе намерение в добро вменяется..................................................462
390. Огорчения надо принимать благодушно.............................................463
391. Совет относительно плана корпуса для сестер..................................463
392. С терпением надо нести скорби............................................................464
393. Надо нести крест свой - управление обителью.................................466
394. О гусях и утках - наставление тщеславным и гордым....................467
395. Беседа о слове Божием плохо вяжется,
как толки со слепым о цветах...............................................................469
396. Совет о постройке зданий и напоминание притчи
о гусях и утках................................... ......................................................470
397. Многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие...................471
398. По поводу освящения храма и о некоторых неприятностях...........472
399. Болезни начальникам Господь посылает для того,
чтобы они снисходили к немощам подчиненных..............................473
400. Не должно страшиться за будущее, а надо уповать на Господа......474
401. Послушание паче жертвы.......................................................................475
402. Толкуньи просят прощения....................................................................476
403. О послушнике С. Не должно бежать от служения ближним..........476
404. Приветствие с Новым годом - умный ответ простодушных учеников и мудрое слово архимандрита Моисея...............................477
405. Не должно смущаться тем, что грешники благоденствуют,
а праведники бедствуют.........................................................................478
406. За суетою житейскою не с чем предстать на Суд Божий.................479
407. Пред наступлением св. Четыредесятницы..........................................479
408. Смерть - благий конец страждущих....................................................480
409. Совет о том, как поступать с порубщиками леса..............................481
410. Об утверждении общины и о том, что скорби
надо переносить терпеливо....................................................................482
411. Искушения не приятны, но полезны...................................................483
412. Монах, если не крестится крестом, не может быть монахом.........484
413. О том, что христиане не вдруг достигают совершенства.................484
414. Не должно уединяться, а нужно заботиться о сестрах....................485
415. Приветствие с Пятидесятницею. Случай с монахом, переставшим приобщаться Св. Тайн....................................................486
416. Нужно повременить с удалением от настоятельства.
В судебном деле руководствоваться словами Спасителя: Аще кто хощет судитися с тобой и взяти твою одежду, отдай ему и срачицу. Болезнь ради смирения.
Можно полечиться...................................................................................487
417. Не унывать в скорби и не забывать о пище.......................................489
418. Утешение в скорби...................................................................................491
419. Назидания сыплются на нас со всех сторон, только надо не отвергать их..............................................................................................492
420. Не должно бежать от настоятельства, чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в Фарсис, а попал
во чрево китово........................................................................................494
Download

Войдите на сайт, чтобы увидеть полную информацию.

Как скачивать  ·   Правила трекера


_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.


Последний раз редактировалось: OlegZ (2017-10-25 23:29), всего редактировалось 5 раз(а)
[Профиль]  [ЛС] 

Горсвет

Стаж: 12 лет

Сообщений: 113

Ukraine

post 17-Сен-2012 11:49 (спустя 12 часов)

[Цитировать] 

спасибо.

_________________
ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА
[Профиль]  [ЛС] 

Olechka-170761

Стаж: 13 лет

Сообщений: 195

Russia

post 20-Сен-2012 20:21 (спустя 3 дня)

[Цитировать] 

СпасибО!
[Профиль]  [ЛС] 

stepan-frunze

Стаж: 15 лет

Сообщений: 2563

Russia

post 20-Сен-2012 23:34 (спустя 3 часа)

[Цитировать] 

Мерси !
[Профиль]  [ЛС] 

Владимир63

Стаж: 14 лет

Сообщений: 10

Russia

post 23-Сен-2012 22:13 (спустя 2 дня 22 часа)

[Цитировать] 

Большое спасибо!
[Профиль]  [ЛС] 

Р.Б.А

Стаж: 13 лет

Сообщений: 5561

Russia

post 27-Сен-2012 23:50 (спустя 4 дня)

[Цитировать] 

Спаси Господи !
[Профиль]  [ЛС] 

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 20-Янв-2013 13:19 (спустя 3 месяца 22 дня)

[Цитировать] 

Добавлено интерактивное оглавление.

_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.
[Профиль]  [ЛС] 

Игорь I

Стаж: 14 лет

Сообщений: 2151

Russia

post 21-Янв-2013 00:31 (спустя 11 часов)

[Цитировать] 

Благодарю!
[Профиль]  [ЛС] 

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 25-Окт-2017 17:18 (спустя 4 года 9 месяцев)

[Цитировать] 

Переобработана книга. Добавлен pdf-вариант.

_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.
[Профиль]  [ЛС] 

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 27-Окт-2017 12:13 (спустя 1 день 18 часов)

[Цитировать] 

Ответ благосклонным к латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви (против католиков) (стр. 286 этой книги(бумажный вариант), 285-электронный)
Напрасно некоторые из православных удивляются существующей пропаганде Римской Церкви, мнимому самоотвержению и деятельности ее миссионеров и усердию латинских сестер милосердия и неправильно приписывают латинской Церкви такую важность, что будто бы по отпадении оной от Православной Церкви сия последняя не пребыла такою же, а имеет необходимость искать соединения с нею. По строгом исследовании мнение сие оказывается ложным, а энергическая латинская деятельность не только не возбуждает удивления, но, напротив, возбуждает глубокое сожаление в сердцах людей благомыслящих и разумеющих истину.
Православная восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание св. отцов и постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи, собравшись от всей вселенной, соборне составили Божественный Символ Православной веры и, провозгласив его вслух всей вселенной во всех отношениях совершенным и полным, воспретили страшными прещениями всякое прибавление к нему и убавление или изменение или переставление в нем хотя бы одной йоты. Римская же Церковь давно уклонилась в ересь и нововведение. Еще Василий Великий обличал в этом некоторых епископов Рима в послании своем к Евсевию Самосатскому. «Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь» (окружное послание, § 7).
Апостол Павел заповедует удаляться от поврежденных ересью, а не искать с ними соединения, говоря: Еретика человека по первем и вторем наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3, 10-11).
Соборная Православная Церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной Римской Церкви; но последняя, несмотря на все справедливые убеждения первой, пребыла упорною в своем ошибочном образе мыслей и действий.
Еще в седьмом столетии породилось в западных церквах неправое мудрование, что Дух Святый исходит и от Сына.
Вначале против сего нового умствования восставали некоторые папы, называя оное еретическим. Папа Дамас так о нем говорит в соборном определении: «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик» (Окружное послание, § 5). То же подтверждали и другие папы, Лев III и Иоанн VIII. Но большая часть их преемников, обольстившись правами на преобладание и нашедши в том для себя много мирских выгод, дерзнули изменить православный догмат об исхождении Св. Духа вопреки постановлений семи Вселенских Соборов, также и вопреки ясных слов Самого Господа во Евангелии: Иже от Отца исходит (Ин. 15, 26).
Но как одна ошибка, которую не считают ошибкою, всегда влечет за собою другую, и одно зло порождает другое, так случилось и с Римскою Церковью. Едва только успело явиться на Западе сие неправое мудрование, что Дух Святый исходит и от Сына, как само породило другие подобные тому исчадия и ввело с собою мало-помалу другие новизны, большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, как-то: кропление вместо погружения в Таинстве Крещения, отъятие у мирян Божественной Чаши и Причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии Божественного призывания Всесвятого и Животворящего и Всесовершающего Духа.
Также ввело новизны, нарушающие древние апостольские обряды Соборной Церкви, как-то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия Пречистых Таин, устранение брачных от Священства, признание папы за лицо непогрешительное и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом низвратило весь древний апостольский чин совершения почти всех Таинств и всех церковных учреждений, чин, который содержала древняя, Святая и Православная Церковь Римская, бывшая тогда честнейшим членом Святой Соборной и Апостольской Церкви (Окружное послание, § 5, пункт 12).
Но главная ересь Римской Церкви не по существу, а по действию есть измышленный догмат главенства или, вернее, горделивое искание преобладания епископов Рима над прочими четырьмя восточными Патриархами. Ради сего преобладания приверженцы Римской Церкви поставили своего папу выше правил и учреждений Вселенских Соборов, веруя в его непогрешительность. Но какова эта папская непогрешительность, свидетельствует неложная история.
О папе Иоанне XХIII говорится в определении Констанцкого Собора, низложившего сего папу: «Дознано, что г. Иоанн папа есть грешник закоренелый и неисправимый, был и есть беззаконник, справедливо обвиняемый в человекоубийстве, в отравлениях и других тяжких злодеяниях, который часто и упорно пред различными сановниками утверждал и доказывал, что душа человеческая умирает и потухает вместе с телом человеческим, подобно душе животных и скотов, и что умерший отнюдь не воскреснет в последний день». Беззакония папы Александра VI и его сыновей были так чудовищны, что, по мнению современников, этот папа заботился о водворении на земле царства сатаны, а не Царства Божия. Папа Юлий II упивался кровию христианскою, постоянно для своих целей вооружая христианские народы друг против друга («Духовная беседа», 1858, № 41).
Есть много и других примеров, свидетельствующих о великих погрешностях пап, но теперь говорить о них не время. При таких исторических свидетельствах о повреждении ересью и о погрешностях пап справедливо ли величаются паписты мнимым достоинством Римской Церкви? Справедливо ли уничижают Православную восточную Церковь, основывающую свою
непогрешительность не на одном каком-либо лице, но на учении евангельском и апостольском и на правилах и постановлениях семи Вселенских и девяти Поместных Соборов? На сих Соборах были со всей вселенной мужи богодухновенные и святые и установили все, касающееся до потребностей и духовных нужд Церкви, согласно с Св. Писанием. Поэтому основательно ли поступают паписты, которые ради мирских целей поставляют лицо своего папы выше правил Вселенских Соборов, почитая папу своего более непогрешительным?
По всем высказанным причинам Соборная восточная Церковь пресекла общение с частною Римскою Церковию, как отпадшею от истины и от правил Соборной Православной Церкви. Римские же епископы как начали гордостию, гордостию и оканчивают. Усиливаются они доказывать, что будто бы Православная Соборная Церковь отпала от их частной Церкви. Но это несправедливо и даже нелепо. Истина свидетельствует, что Римская Церковь отпала от Православной. Хотя паписты ради мнимой правоты выставляют на вид, что патриархат их, во время единения с Соборною Православною Церковию, в числе пяти был первый и старший, но это ради царственного Рима, а не по духовному какому достоинству или власти над другими Патриархиями. Несправедливо назвали они и Церковь свою католическою, т. е. соборною. Часть целым никогда называться не может, а Римская Церковь до отпадения своего от Православия составляла только пятую часть Единой Соборной Церкви. Особенно же потому Римская Церковь соборною называться не должна, что она отвергла постановления Вселенских Соборов, последуя неправым своим умствованиям.
Некоторым бросается в глаза численность и повсюдность приверженцев латинской Церкви, и потому думают недостоверно разумеющие истину, не должна ли ради сей причины называться латинская Церковь Вселенскою или Соборною? Но мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Св. Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности. Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство (Лк. 12, 32). Есть и пример в Св. Писании не в пользу множества. По смерти Соломона, при сыне его, разделилось царство Израильское, и Св. Писание десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными долгу своему, не отпадшими. Посему напрасно латинская Церковь старается доказывать правоту свою множеством и численностию, и повсюдностию.
Признак Вселенской Церкви на Вселенских Соборах св. отцами означен совсем иной, т. е. соборне положено: веровать во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, а не просто во вселенскую или повсюдную церковь. Римская Церковь хотя и имеет повсюду во вселенной своих последователей, но так как не хранит свято соборных и апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви.
Также весьма ошибочно рассуждают к латинам благосклонные, которые думают, во-первых, что по отпадении западных от Православия в Соборной Церкви будто бы чего-то недостает. Ущерб сей заменен давно премудрым Промыслом - основанием на севере Православной Церкви Русской. Во-вторых, будто бы ради прежнего старейшинства и ради численности Римской Церкви Православная Церковь имеет потребности в соединении с оною. Но ин суд человеческий, и ин Суд Божий. Апостол Павел ясно говорит: Кое общение свету ко тме (2 Кор. 6, 14), - т. е. что свет истины Христовой с тьмою еретичества никогда совмещаться не может. Латины же своей ереси оставить не хотят и упорствуют, как свидетельствуют о них на деле исполняющиеся столько столетий слова Василия Великого: «Истины они не знают и знать не желают; с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь», - как сказано выше.
Благосклонные к латинам вместо сего должны бы лучше рассуждать о сказанном во псалмах: Возненавидех церковь лукавнующих (Пс. 25, 5), и пожалеть о тех, которые ради преобладания и сребролюбия и других мирских целей и выгод возмущали едва не всю вселенную посредством инквизиций и лукавых иезуитских происков и доселе возмущают и оскорбляют православных в Турции чрез своих миссионеров. Миссионеры латинские не заботятся обращать в христианскую веру природных турок, а стараются совращать с истинного пути православных греков и болгар, употребляя для сего всякие небогоугодные средства и ухищрения. Не лукавство ли это и не злобное ли лукавство? Благоразумно ли было бы искать единения с такими людьми? По этой же причине стоит ли удивляться мнимому усердию и мнимому самоотвержению сих деятелей, т. е. латинских миссионеров и сестер милосердия? Это прямо жалкие подвижники. Они стараются не ко Христу обращать и приводить людей, а к своему папе.
Что сказать еще на вопросы: латинская Церковь и другие вероисповедания могут ли называться Новым Израилем и ковчегом спасительным и как разуметь о Евхаристии настоящей Римской Церкви?
Новым Израилем может называться только Церковь правоверующая, а поврежденная еретическими мудрованиями не может. Св. апостол Иоанн Богослов говорит: От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо быша с нами: но да явятся, яко не суть вси от нас ( 1 Ин. 2, 19). И св. апостол Павел говорит: Един Господь, едина вера (Еф. 4, 5), т. е. едина вера истинная, а не всякое верование хорошо, как безрассудно думают отделившиеся от Единой истинной Церкви, о которых св. апостол Иуда пишет: Яко в последнее время будут ругателе, по своих похотех ходяще и нечестиих. Сии суть отделяюще себе (от единости веры и суть) телесни, духа не имуще (Иуд. 1, 18-19). Посему чуждые духа истины как назовутся Новым Израилем? Или как будут кому-либо пристанищем спасительным, когда и то, и другое не может совершаться без благодати Святаго Духа?
В Православной Церкви веруется, что хлеб и вино в Таинстве Евхаристии пресуществляются призыванием и нашествием Святаго Духа. А латины, как сказано выше, сочли ненужным призывание сие и исключили оное из своей литургии. И так разумеющий - сам да разумеет о евхаристии латинской.
Еще вопрос: если же, как сказано, кроме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковою называется и есть Церковь Православная, так сомнительно спасение других вероисповеданий, то почему же в России не проповедуется открыто истина сия?
На это ответ очень простой и ясный. В России допущена веротерпимость и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности: начальники учебных заведений по большей части иноверцы; начальники губерний и уездных городов часто бывают иноверцы; полковые и батальонные командиры - нередко иноверцы. Где ни начни духовное лицо открыто проповедовать, что вне Православной Церкви нет спасения, сановитые иноверцы оскорбятся. От такого положения русское православное духовенство и получило как бы навык и укоренившееся свойство говорить об этом предмете уклончиво. А, может быть, некоторые, по той же причине и от всегдашнего обращения с иноверцами, а более от чтения их сочинений, стали и думать снисходительнее в отношении надежды спасения и прочих вероисповеданий.
Несмотря на дух кротости и миролюбия и терпения Православной Церкви и ее пастырей и последователей, на Западе издано в предшествовавшие века последователями разных христианских вероучений, преимущественно же издается в наши времена, такое множество книг против учения восточной Церкви, что их трудно было бы даже перечесть, не только оценить по достоинству. И хотя такие книги вообще наполнены клеветами, баснями, порицаниями, очевидными вымыслами и лжами, особенно же умственными ядотворными хитросплетениями с очевидною целию образовать в Европе дух, враждебный восточной Церкви, особенно нашему отечеству, и, поколебав вероучение нашей Православной Церкви, совратить последователей ее
с пути истины, но так как они издаются под заманчивыми названиями, в уютных формах, с такою типографическою опрятностию, что как бы невольно завлекают любопытство читателей, то конечно и в нашем отечестве, куда сии сочинения проникают темными путями, найдется немало таких, которые, имея поверхностное понятие о предметах христианского учения, не могут не увлечься мыслями, противными истине.
Особенно вооружились теперь против православных писатели латинской Церкви, провозглашающие господство своего папы и частной Римской Церкви над всеми правительствами и частными Церквами и народами мира; преимущественно же в настоящее время заняты сим иезуиты во Франции, которые, пользуясь повсеместным распространением французского языка, усиливаются с какою-то лихорадочною деятельностию посредством сочинений на этом языке насадить повсеместно свой образ мыслей, противный вероучению и иерархическому устройству восточной Церкви,- не щадя для этой цели самых чудовищных вымыслов, очевидных лжей и бессовестного искажения исторических истин. Многие из православных образованных, читая эти сочинения на французском языке и не читая своих на русском о православном вероучении, легко могут поверить хитросплетенной лжи вместо истины, которой они хорошо не знают.
Желающему подробно знать те причины, по которым паписты так далеко уклонились от Православия, полезно прочесть недавно вышедшее сочинение «Об отношениях Римской Церкви к другим Церквам» - Авдия Востокова. В этой книге, во 2-й части, особенно замечательны места о присяге латинских епископов своему папе и о клеветах папистов на православных (с. 49, 60 и 137).

_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.
[Профиль]  [ЛС] 

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 07-Янв-2018 20:32 (спустя 2 месяца 11 дней)

[Цитировать] 

Ссылка на эту книгу на яндекс-диске

_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.
[Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 25-Апр 18:09

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы