Автор книги показал, что Русь внутренне, духовно, всей своей сутью, была готова к принятию христианства, что семя христианства упало на благодатную почву и принесло обильные плоды.
Общественная значимость этой работы состоит в том, что она побуждает к размышлению о судьбах России. Нам надо много думать о нашем Отечестве, надо проникнуться его заботами и чаяниями, его тревогами. Вот почему столь важно всякое искреннее и правдивое слово, помогающее уяснить историческую судьбу России, — все то, что уготовано ей пережить и преодолеть.
Автор выстраивает систему аргументов, вводя в их круг и те, которые давно и широко известны и составляют неотъемлемую часть нынешних представлений о далеком прошлом нашей Родины, в частности решительно возобладавшие над теорией норманнского происхождения русских и русской государственности доводы в пользу именно русских корней древа, получившего великое имя Россия. «Варяги, — пишет автор, - это прежде всего воины на службе у русских». Казалось бы: зачем повторять уже известное? Однако автор естественно и последовательно повторяет путь многих ученых, чтобы еще и еще раз подчеркнуть: Русская земля - это земля именно русская и по плоти, и по духу. Наработанный поколениями ученых материал автор использует творчески - как плодородную почву, из которой рождаются его собственная, оригинальная и яркая мысль и вся его система доказательств.
В главе «Русское язычество» автор сделал вывод об относительной простоте (незнании так называемых «глубин сатанинских») русского язычества и связанной с этим особой предуготованности Руси к восприятию христианства.
Историко-этнографический очерк дохристианской Руси содержит весьма тонкие наблюдения и среди них, например, рассуждение о воле как о стремлении к движению, свойственном древним русским людям. «В одних случаях, — пишет автор, — это стремление к перемещению в пространстве в буквальном смысле, в других — это тяга к движению духовному, к непрестанному углублению в смысл бытия». Иными словами, воля (в русском понимании) — это особенное духовное состояние, непременно связанное с необходимостью преодоления каких- либо ограничений.
Глубоких и точных замечаний подобного рода в работе немало. Ими изобилуют вдумчивый анализ «Повести временных лет», толкование своеобразных отношений Руси и Византии, а также высказанное почти мимоходом глубокое замечание о церковнославянском языке, с помощью которого «славянству возвращается возможность такого же общения с Богом, какое имели люди до безумной затеи строительства Вавилонского столпа и получения вследствие этого разных языков».
В труде автора впервые поставлена и решена проблема обретения и становления национальной личности Руси. Исторический материал и его богословское построение позволили сделать это с достаточной убедительностью.
Применительно к русской действительности решается также проблема конкретного содержания естественной нравственности, что имеет немаловажное значение для разработки вопроса о жизнестойкости наций вообще.
В работе показана необоснованность сомнений акад. E. Е. Голубинского и других ученых в сообщении летописи о пребывании на Руси Апостола Андрея Первозванного.
Обнаружена также тесная духовно-историческая связь движения иконопочитания и «Торжества Православия» в Византии с процессом обращения Руси к вере Христовой.
С привлечением не только древних летописных данных, но и работ наших ученых автору книги удалось показать, что святая княгиня Ольга крестилась в Константинополе, а благоверный и равноапостольный Владимир — в Херсонесе Таврическом и именно в 988 году.
В последних главах монографии отмечены наиболее важные духовные последствия событий 988 года.
Небезосновательно предположение автора, что имеющийся в «Повести временных лет»
текст поучения «философа» князю Владимиру - это не сохранившийся более нигде, кроме нашей летописи, и считающийся утраченным огласительный (для славян) трактат равноапостольного Константина (Кирилла) Философа (IX век).
Большой исследовательский труд, серьезность и глубина размышлений, сознание автором ответственности за слово и дух своей работы, надеюсь, не оставят равнодушными ее читателей.
Митрополит Волоколамский и Юрьевский ПИТИРИМ, профессор Московской Духовной Академии, Москва, 1986 год.