Православный мир был до сих пор лишён особой богословской энциклопедии. Две прежних попытки, одна в России и одна в Греции, остались неоконченными. Настоящая попытка обладает по-видимому необходимыми духовными и материальными предпосылками‚ не только для того, чтобы достичь доброго конца, но и чтобы вообще принести пользу. Среди этих предпосылок, можно усматривать и самое время издания. мы имеем перед собой благоприятный факт, что взаимоотношения разделённых частей христианского мира более чем когда-либо расположены сегодня ко взаимопониманию и сближению. В особенности ощущается постоянная обращенность Западной богословской мысли к сокровищам Православия.
Труд сей, на самом деле не обращается лишь к «малому стаду», к «остатку» Единой, Святой, Православной Церкви. Он обращён, как свидетельство Православия и к прочему христианскому миру. Здесь е изложение великих истин православного богословия, главных и глубочайших течений восточного предания. Этот труд стремится не только укрепить но и увлечь; или, точнее сказать‚ помочь в порыве которым подвинулось сегодня православное богословие. Ибо богатство и чистота православного предания раскрываются знаменательно уже в настоящее время. Правда, увесистые исследования выдающихся инославных богословов о бесценных духовных богатствах Запада превышают по количеству то свидетельство, которое приносит современное наше богословие. Потому и нельзя сказать, что настоящее православное поколение благовествует свою веру на западе, но просто, что оно сопутствует западу при его возврате к православным ценностям, из глубины собственного опыта и созерцания. Это понимание проходит нитью через всю нашу Энциклопедию и определяет её отношение и инославным её исследователям.
Запад вступает сейчас во второе и единственно подлинное Возрождение. Основанием первого Возрождения был падший облик Византии, облик Пселла‚ Плифона и подобных им, наполнивших европейскую душу антихристианским эллиноумием. Во втором Возрождении, настоящая Византия, сохранившая не только христианскую Элладу, но и преобразившая Элладу античную, становится наставницей западных народов через веру и литургическую жизнь Православия, главным образом греческого и славянского. Настоящая Энциклопедия, как в этом легко каждому удостовериться, обязана не мало западу, не только в техническом материале, но и во вдохновении. Мы убеждены, что она окажется полезным пособием в духовном росте всего христианского мира, стремясь прежде всего к созиданию и укреплению мудрования нашей Церкви. с чисто научной точки зрения, она, несомненно во многом уступает другим подобным ей общим изданиям, римокатолическим и протестантским; но она и не претендует быть трудом исключительно научного характера. Ударение её лежит не на этой стороне, а на том, что она выражает, по крайней мере частично, живую и бесконечную реальность православного наследия, «того же вчера и сегодня и во веки».
Итак, здесь не труд академического характера, но свидетельство жизни; предпочтение духу, а не букве. Его научная сторона имеет просто служебное значение. Многостороннее его содержание состоит из всей многообразной православной действительности, которая излагается по первоисточникам. Постоянные упоминания отцов, цитирование синексарей и тропарей в агиологических статьях, выявление смысла византийского искусства, литургические описания, богатое изложение народного материала, все это и делает предлагаемую Энциклопедию способной выполнить свою основную задачу.