Новомученик святитель Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, (1883-1937) ещё юношей, прибегнув к молитвенной помощи преподобного Сергия и Николая Чудотворца, получил дар проповедника. Его талант сравнивали с талантом Иоанна Златоуста, прозвав владыку - Серафимом Среброустом. Трепетное ангельское отношение владыки к Божественной литургии поставило его в один ряд с такими светильниками Церкви, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Сергий Радонежский и преподобный Серафим Саровский. Проповеди о Божественной литургии владыки Серафима - это не просто рассказ о значении литургии в жизни Православной Церкви, а хвалебная песнь Творцу, давшему нам это величайшее Таинство. Эти проповеди - дивный поэтический гимн, в котором сливаются воедино мир видимый и невидиый.
+ + +
Много на небе светлых звёзд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче - солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее - роза. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант...
И в духовном мире есть и звёзды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звёзд–песнопений хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей – в Божественной литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная литургия...
У нас в Церкви есть руки Христовы, уста Его и очи Его, есть также сердце Его Божественное. Руки Его – обряды Церкви, язык уст Его – Евангелие Христово. Очи Его – Таинства святые, через которые Он заглядывает в наши души. Сердце Его – Божественная литургия...
Епископ Серафим Звездинский
Весь жизненный путь владыки после Октябрьского переворота - бесконечные аресты и ссылки. Терпеливо и безропотно нёс он свой крест, вплоть до своей Голгофы - Омской тюрьмы, в которой и принял свою мученическую смерть за веру, за Святую апостолькую Церковь, за своё служение Богу и людям и за свою Божественную литургию, которую считал главной целью жизни христианина и которую совершал в самых немыслимых условиях.
За время земной жизни им написаны замечательные работы :
-Проповеди о Божественной литургии.
-Ангелы.
-Иноческий быт в описании преподобного Нила Синайского.
-Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете.
-Благочестивые сказания о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
(Все эти работы опубликованы в изданиях «Душеполезное чтение» и «Голос Церкви» в 1915—1917; переизданы в книге: Все вы в сердце моём. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима, епископа Дмитровского. М., 2001).
Он автор молитвословий, в том числе:
-Покаянного плача.
-Акафиста Господу Иисусу Христу Терноносному и Крестоносному (написан в Бутырской тюрьме).
-Акафиста Господу Иисусу Христу, Искупителю и Спасителю грешных, Сладчайшему, в нашествии горчайших искушений и страстей.
-Канона «Мати Милосердная, не отрини, приими, прости, благослови».
-Канона «Владычице Пресвятой Богородице, поёмый в безнадежии».
-Акафиста Животворящему Кресту.
-Акафиста святой мироносице Фамари Блаженной.
(Тексты молитвословий опубликованы в книге «Все вы в сердце моём»).