Константин Петрович Добронравин (будущий епископ Гермоген) родился 21 февраля 1820 года в семье священника. Детство провел в Царскосельском уезде под Санкт-Петербургом, в слободе с живописным названием Московская Славянка.
О детстве и юности будущего епископа известно немного: обучался он в Александровском духовном училище, а затем — в Санкт-Петербургской духовной семинарии. После окончания в 1845 году Санкт-Петербургской духовной академии был назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где преподавал всего лишь один год.
В это время он женился, после чего был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Через некоторое время у о. Константина родилась дочь.
Год за годом ежедневно отпевая ушедших в мир иной, совершая по ним панихиды, утешая скорбящих, он всегда делал это с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящих ближних.
Интересен дошедший до нашего времени случай, описанный самим о. Констанитином в письме своему духовному сыну. Один раз пришел к нему в храм неизвестный человек с узелком в руке и принес в дар просфору, перламутровые крестики, пасхальную свечу и много других
вещей из Иерусалима. Отец Константин с изумлением спросил его: «Чем я заслужил все это?» — «Когда я был в Иерусалиме, — ответил тот, — жена моя скончалась здесь, в Петербурге. Родные писали мне, как Вы выносили ее, хоронили, как безоговорочно совершали на могиле ее заупокойные молитвы. Тяжело мне было на чужой стороне, но я утешался мыслью, что над ней Вы совершили все, чего требует долг христианский. Вот из чувства благодарности я и собрал для Вас палестинской святыни как можно больше, хотя лично доселе и не знал Вас».
Шли годы. Люди хоронили своих близких на кладбище, а о. Константин каждого пытался утешить и помочь. Но пришлось и ему самому понести тяжелую скорбь — похоронить нежно любимую супругу, оставшись одному с маленькой дочкой.
Вот как он описывает свое состояние: «Вы знали мою покойную жену, знали и то, какая крепкая любовь соединяла нас друг с другом, и потому можете себе представить, чего стоило мне перенести разлуку с ней. А, зная это, Вы не станете дивиться тому, что по ее смерти, душа моя жила не столько здесь, на земле, сколько там, в жизни загробной».
В страданиях своих искал о. Константин утешения и в слове Божием, и в отеческих Писаниях, и в беседах с мудрыми людьми, старцами.
Результатом многолетнего успокоения скорбящих и собственной усиленной духовной деятельности явилась замечательная книга «Утешение в смерти близких к сердцу», которая была написана и издана в Петербурге в 1854 году. Именно ее мы и хотим предложить вашему вниманию.