Епископ Арсений (Жадановский)-Духовный дневник Год выпуска: 2010
Автор: Епископ Арсений (Жадановский)
Исполнитель: Денис Гаврилов
Жанр: аудиокнига
Издательство:
Предание.ру.
Тип: аудиокнига
Продолжительность: 817 минут 24 секунды
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 56 kbps
Описание: Арсений (Жадановский Арсений Иванович), епископ Серпуховский, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле.
Родился в 1874 году в Харьковской епархии в семье священника. 10-летним отроком родители отдали его в Харьковское духовное училище. Среди своих товарищей он показался самым малым по росту. "Приехал, вспоминает он сам о себе, к нам однажды в училище приснопамятный Амвросий, архп. Харьковский. Нас - учеников в актовом зале выстроили в ряды. Владыка - архиеп., проходя по рядам, обратил внимание на меня, как самого между всеми другими маленького ученика, вывел меня на средину зала и, обратившись к сопровождавшим его лицам, сказал: "Смотрите, вот теперь самый маленький ученик, а будет архиереем". Конечно, на эти слова, как это всегда бывает в нашей жизни, никто тогда не обратил никакого внимания".
После окончания училища он поступил в Харьковскую духовную семинарию, курс которой окончил в 1894 году и был определен на должность надзирателя-репетитора в духовном училище, а затем преподавателя Осиновской церковно-приходской школы. Вскорости заболел безнадежно его отец (старец-протоиерей) и он решил уже стать священником в своем родном крае. Но, Господь судил иначе. Арсений послал письмо о. Иоанну Кронштадскому с просьбой помолиться о болящем отце и о том, какой избрать ему жизненный путь. Отец Иоанн ответил на его письмо благопожеланием о выздоровлении отца, а ему благословил избрать монашеский путь. После этого отец его вскоре поправился, а сам он принял монашество от архиепископа Амвросия (Ключарева) (пострижен в 1899 г. в мантию в Святогорской Успенской Пустыни в Харьковской епархии) и в 1899 году поступил в Московскую Духовную Академию. Когда он проезжал через Москву, то зашел в Чудов монастырь. Здесь он приложился к раке святителя Алексия. Когда он подходил, то почувствовал необыкновенную отраду и утешение и показалось ему, что раку св. мощей окружает как бы некий лучезарный свет. С этого момента сердце его сроднилось со святителем. В трудные моменты жизни он прибегал к его помощи и всегда получал утешение. О его епископстве предрекал еще старец Чудова монастыря игумен Герасим. 9 мая 1902 года рукоположен во иеромонаха. В 1903 году он окончил Академию со степенью кандидата богословия. Был назначен казначеем Чудова монастыря в Московском Кремле, а в следующем году - наместником этой обители с возведением в сан архимандрита. Митрополит Владимир скоро оценил духовные дарования и административные способности нового наместника. И, действительно, за время пребывания в этой должности архимандрит Арсений сделал много полезного для монастыря, обратив эту обитель в рассадник духовного просвещения для всей Москвы.
Своим истовым служением он всегда привлекал большое число молящихся в Чудов монастырь. Идя навстречу духовным потребностям богомольцев, он предпринял издание "Духовных Дневников", которые ценились верующими людьми за свою содержательность. Помимо этого, архим. Арсений занимался изданием разных брошюр духовно-нравственного содержания. За последние три года пребывания в монастыре он при участии миссионера Айвазова начал издание для народа специальной религиозно-просветительной литературы под названием "Лепта обители Святителя Алексия". Эта "Лепта" вышла в десятках тысяч и разошлась по всему лицу Русской земли. Идя навстречу более серьезным духовным запросам русского народа, архим. Арсений, при участии того же миссионера, стал издавать с 1912 года журнал "Голос Церкви". Этот журнал считался одним из наиболее живых и содержательных богословских ежемесячников. Сам архимандрит принимал в нем не только редакционное, но и литературное участие. Дороги были сердцу будущего святителя нужды Русской православной миссии. Он открыл при Чудовом монастыре отдел Камчатского миссионерского братства и всегда откликался на нужды Московского братства Святителей Московских, не раз пригревая его собрания под кровлей Чудова монастыря. Архимандрит Арсений проявил себя и как администратор. За немногие годы управления Чудовым монастырем он возвысил иноческую жизнь в обители и значительно улучшил материальное положение братии. С назначением его на пост епископа он сохранил связь с Чудовым монастырем, т.к. кроме пребывания в нем он сохранил и звание наместника. 8 июня 1914 г. в Алексеевском храме Чудова монастыря состоялась хиротония архм. Арсения во епископа Серпуховского, пятого викария Московской епархии. Хиротонию совершали: митр. Московский Макарий, управляющий Московским Донским монастырем архиепископ Алексий, епископ Пермский Палладий и другие епископы. В ноябре 1916 г. переименовали в четвертого викария Московской епархии. В 1918-19 гг. проживал в Серафимо-Знаменском скиту. В декабре 1919 года выехал в епархию в Серпухов. С 1927 г. находился в оппозиции митр. Сергию (Страгородскому). В 1923 году упоминается еще епископом Серпуховским. С 1923 года епархией не управлял, но проживал в подмосковных монастырях, затем в Понетаевском и Дивеевском монастырях, а после из закрытия (1927 г.) снова под Москвой на даче. В последние годы с 1927 года переехал на жительство в г. Арзамас. Перед арестом проживал в с. Котельниково Ухтомского р-на Московской области. Арестован 13 апреля 1937 г. Был обвинен в руководстве и организации "контрреволюционной организации нелегальной монархической организации церковников - последователей "ИПЦ" Расстрелян 27 сентября 1937 г. Реабилитирован 21 мая 1956 г. Состоял с 1927 года в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному еп. Серафиму (Звездинскому). Много огорчений причинял этим покойному Патриарху (тогда митрополиту) Сергию. Еще с первых лет своей жизни в Чудовом монастыре "старчествовал" приблизительно до 1927 года. Имел много почитателей в Москве и за Москвой. Проживая в Арзамасе и под Москвой, он постепенно сокращал круг своих активных почитателей, замыкаясь и изолируя себя от общения с широкими массами верующих. Духовный писатель. Помещал свои статьи в журнале "Голос Церкви" и др. церковно-богословских журналах. Оставил печатные дневники за целый ряд лет (оттиски из "Голос Церкви"), сборник рукописей: семь воспоминаний об известных в годы проживания его в Москве (1904-1923 гг.) церковных деятелях, лично ему известных. Сюда вошли следующие биографии: строителя Зосимовой пустыни схи-игумена Германа, великого старца той же пустыни слепца иеросхимонаха Алексия, воспоминания об о. Иоанне Кронштадском, черты из жизни четырех известных в Москве настоятелей московских церквей отцов протоиереев Алексия Мечева (о. Маросейки), Василия Постникова, Николая Смирнова (Калашевского) и Александра Стефановского. Сохранилась еще его интересная переписка с родными и вторая глава его автобиографии. Все эти рукописи отпечатаны и в настоящее время составляют в переплете объемистую книгу.
Дополнительная информация: Аудиокнига начитана для портала Предание.Ру