Святитель Василий Великий - Полное собрание творений
  
  Васи́лий Вели́кий (греч. Μέγας Βασίλειος, ок. 330—379), известный также как Василий Кесарийский (Βασίλειος Καισαρείας), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Один из трёх каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот), убеждённый поборник киновии. 
 Родился святой Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время Диоклетиановых гонений. Его родной дядя был епископом, как, впрочем, и двое братьев — Григорий Нисский и Пётр Севастийский. Сестрой святителя была преподобная Макрина. Его отец, будучи оратором и законоведом, предназначал Василия для той же стези. Он получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а закончил его в Афинах, где повстречал и сдружился с Григорием Назианзином. 
 По возвращении в Кесарию Василий было посвятил себя светским делам, но влияние его благочестивой сестры Макрины (будущей игуменьи) заставило его повести более аскетичную жизнь и в конце концов, вместе с несколькими товарищами, покинуть городскую суету и поселиться на семейных землях в Понте, где они составили подобие монашеской общины. В 357 году Василий пустился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. 
 Решение собора в Римини поддержать осуждённое Первым Вселенском собором учение Ария (которое разделял и кесарийский епископ Дианий) стало тяжёлым ударом для Василия и его товарищей. Примирившись с Дианием незадолго до его смерти, Василий был рукоположен во пресвитеры и сделался советником Евсевия, сменившего Диания в качестве епископа. Строгая и аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и первый предпочёл удалиться в свою пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь, к которой всегда питал пристрастие. 
 Статуя св. Василия Кесарийского в одном из костёлов Праги. 
 Приход к власти арианского императора Валента и растущие притеснения православных понудили Евсевия искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году последний вернулся в Кесарию и взял управление епархией в свои руки. Он написал три книги против ариан, проповедуя лозунг «три ипостаси в единой сущности», который был приемлем как для последователей Никейского символа веры, так и для тех, кто ещё недавно симпатизировал арианам. Несмотря на противодействие ряда епископов, по смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и ревностно принялся за искоренение арианства в Малой Азии. 
 Антиарианская деятельность Василия привела его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ наотрез отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории Василия и подорвало его позиции в церкви. Тем не менее Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. Основная же борьба развернулась за место патриарха антиохийского, на котором Василий — в отличие от епископов Александрии и папы Дамасия — не желал видеть ортодоксального никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма. 
 Гибель Валента в битве при Адрианополе изменила баланс сил в государстве и церкви, но Василий воспользоваться этим не успел. Его здоровье было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года и в скором времени был причислен к лику святых. Память в Православной церкви 1 (14) января и 30 января (12 февраля) — Собор трёх святителей. 
	Святитель Василий Великий. Творения. В 2 томах. Том 1. Творения.
	  Год: 2008 
 Автор: Святитель Василий Великий 
 Жанр: Святоотеческое наследие 
 Издательство: Сибирская Благозвонница 
 ISBN:  978-5-91362-053-8 
 Язык: Русский 
 Формат: DOC 
 Качество: Изначально компьютерное (eBook) 
 Описание:   Первый том Творений святителя Василия Великого содержит сочинения догматико-полемические, экзегетические, а также Беседы: знаменитые трактаты «Против Евномия» и «О Святом Духе», «Беседы на Шестоднев» и другие сочинения, переведенные на русский язык еще в XIX веке. В своих догматико-полемических произведениях святой Василий предстает как великий богослов Церкви и защитник Православия от ереси арианства, в экзегетических сочинениях — как блестящий знаток Священного Писания и его превосходный толкователь, в Беседах — как талантливый проповедник, владевший сердцами и умами своих слушателей. 
 Кроме того, в данный том вошли впервые переведенные на русский язык некоторые из «Бесед на псалмы», а также почти неизвестные отечественному читателю «Беседы о сотворении человека». 
	Содержание:
	   Творения. Ч.1 Беседы.doc 
 Творения. Ч.2 Толкование на пророка Исаию.doc 
 Творения. Ч.3 Нравственные правила.doc 
 Творения. Ч.3 Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия.doc 
 Творения. Ч.3 О Святом Духе к Святому Амфилохию, Епископу Инокийскому.doc 
 Творения. Ч. 4 Беседы.doc 
 Творения. Ч. 5 О подвижничестве.doc 
 Творения. Ч. 5 Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.doc 
 Творения. Ч. 5 Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах.doc 	
	     		   	Святитель Василий Великий. Творения. В 2 томах. Том 2. Аскетические творения. Письма
	  Год: 2009 
 Автор: Святитель Василий Великий 
 Жанр: Святоотеческое наследие 
 Издательство: Сибирская Благозвонница 
 ISBN: 978-5-91362-144-3 
 Язык: Русский 
 Формат: DOC 
 Качество: Изначально компьютерное (eBook) 
 Описание:   	 Второй том посвящен богословскому наследию святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, и его современника и сподвижника святителя Амфилохия, епископа Иконийского. 
 Церковь удостоила святителя Василия почетного именования "Великий", среди прочего, за его особые заслуги в деле развития христианского богословия и церковного Предания. Святой Василий внес огромный вклад в формирование восточно-христианского монашества и в целом - в содержание православной духовной жизни, в том числе своими аскетическими творениями, которые чаще всего представляют собой собрание правил, регламентирующих внутреннюю и внешнюю монашескую жизнь. 
 Данный том содержит творения нравственно-аскетические, включая впервые публикуемый на русском языке трактат "О Крещении" и письма святителя. Столь полное собрание писем святого Василия (всего 368) в России издается впервые: здесь, кроме изданных еще до революции (336), помещены переводы писем, адресованных святому Василию другими лицами, а также считающихся сомнительными и неподлинными. В своем эпистолярном наследии святой отец выступает не только как выдающийся православный богослов, борец против ересей, мудрый архипастырь, тонкий церковный дипломат, законодатель в сфере канонического права, духовный руководитель, но и как образованнейший человек своего времени, незаурядная и разносторонняя личность. 
	Содержание:
	   Догматические письма.doc 
 Дружеские письма Василия Великого.doc 
 Канонические письма.doc 
 Морально-аскетические письма.doc 
 Письма, связанные с Церковной политикой и епископским служением.doc 
 Письма биографического характера.doc 
 Рекомендательные письма и ходатайства.doc 
 Утешительные письма.doc