Малый писал(а):
NataSolnce Спасибо, скачал.
Безусловно, колокольный звон очень красивое действо, явление.
Однако слушать его в записи - это как попытаться понять свойства костра из видео - светит, но не греет:)
Мне нравиться пение хора в церкви. Попытался слушать аудиозаписи - эффект отрицательный. Церковная песня, вырванная из контекста службы, становиться объектом изучения, а не сопереживания. Так же, наверное, и колокольный звон.
Что вы об этом скажите?
Ну, разумеется, конечно, запись колокольного звона не заменит присутствия на колокольне или вблизи нее. Вообще колокольный звон - это довольно интересное явление с той точки зрения, что там специфический набор частот. Микрофон, какой бы он крутой ни был, эти частоты инфразвука не запишет. Поэтому запись даже в lossless-качестве, естественно, не даст такого эффекта, как присутствие около храма во время звона. Другое дело, что, например, в некоторых храмах в глубинке вообще нет колоколов, особенно если храм недавно открылся. А где-то и вообще храмов нет. Соответственно послушать нечего.
Не могу с Вами согласиться в том, что...
Малый писал(а):
Церковная песня, вырванная из контекста службы, становиться объектом изучения, а не сопереживания. Так же, наверное, и колокольный звон.
Это зависит от того, с какой целью человек это слушает - с целью изучения или с целью чего-то другого. Я помню, когда-то давал одной своей знакомой запись Великого Славословия Архангельского. У них в храме простенький хор, который такие вещи не в силах исполнять, ибо ни численность состава не позволяет, да и ноты кто-то знает так... для них это значки типа "вверх" и "вниз". Она до этого вообще никогда не слышала. А тут, когда услышала, пока шло воспроизведение, она сидела и плакала, а потом сказала: "Какая красота! Вот, наверное, так ангелы поют на небесах". А ведь это была всего лишь запись, оторванная от богослужения. Не у каждого за богослужением-то выступит хотя бы слеза от какого-то песнопения.
Но если взять не песнопения, а молитву. Хотя разница? Песнопения - это те же молитвы, только называются они по-другому: тропари, стихиры, седальны и т.д. Но тогда получается и дома молиться вне богослужения - это получается не молитва, а так.... Так что ли?
Хочу также заметить, что почему бы не послушать церковные песнопения с целью изучения? Почему бы у кого-то не поучиться? Вставший в хор не сразу начинает петь, какое-то время он слушает, следит за партитурой, как бы поет, но про себя. А уже потом потихоньку начинает петь. Да и вообще обучение, если понимать под этим расширение своего кругозора, если это направлено еще и в нужное русло - это великая вещь. Кто-нибудь помнит, как он впервые прочитал вообще какую-то молитву? Как думал над смыслом каждого слова в непривычном изначально церковнославянском языке, где все-таки немного другая культура языка, он намного более глубокий, нежели современный русский, который мы сами сделали поверхностным. А ведь тогда, читая молитву впервые, весь наш ум был обращен на понимание написанного, а не на то, как правильно нужно читать молитву, стоять или сидеть и т.д. Мы совершенно искренне читали эти слова, не думая ни о каких тонкостях. И даже в этом случае, когда не вполне понимаешь отдельные слова, но примерно осознаешь суть, поскольку церковнославянский - это не иностранный язык, эта молитва была более значимой, чем эта же, которую спустя месяцы или годы мы стали просто вычитывать на автомате. У меня как-то недавно спросила одна женщина: "А что делать, если я не мгу сосредоточиться на молитве? Ну вот, не получается у меня. Перед причащением одни и те же каноны, которые я уже наизусть знаю, и в какой-то момент, читая, просто ловлю себя на том, что я уже прочитала каку-то политву или песнь канона, а даже не заметила этого, то есть все произошло на автопилоте." Я говорю: "Ну, во-первых, у меня не надо просить наставлений, я могу лишь высказать свое мнение или дать совет. Если вычитываете молитвы на автомате, то лучше вообще не читайте те, которые Вы так вычитываете. А вообще потенциал молитв не ограничивается лишь одним молитвословом, даже полным. Сходите в небольшой храм и попросите у служителей, чтобы Вам вынесли на часик Октоих (Осмогласник) или в библиотеке возьмите, если он там есть, ну, или купите на крайняк. Там одних покаянных канонов Богородице лишь только порядка 130 штук, других тоже немало". Через 2 недели звонит мне и говорит: "Сделала так, как Вы сказали и открыла для себя совершенно другой мир. Почему такие умилительные каноны не печатаются в молитвословах? Почему их не читают в храме?" Я не стал долго объяснять, просто посоветовал купить Окроих или скачать его из сети, поскольку он там тоже есть. Она предпочла купить, так как книгу читать проще, чем распечатанные листочки. Конечно, сейчас в храмах балом правит праздничная минея, поскольку богослужения служатся в основном на праздники, в большинстве храмов на полиелейные и выше по знаку. Конечно, это оправдано, что в большинстве храмов, если брать Россию в целом, по одному священнику, и каждый день не послужишь. Но и будничная минея готова обеспечить нас праздниками на каждый день. А вот покаянные будничиные службы октоиха, особенно в среду и в пятницу, совершенно забыты. Многие святые отцы, которые выросли в те времена, когда служились в большинстве своем именно такие богослужения, впитали их содержание, и это кардинально изменило их жизнь. Сейчас, конечно, по-другому. Я знаю многих людей, которые идут на вечернее богослужение не к началу, а к помазанию, как к некоемому значимому и торжественному обряду. Не стоит, естественно, судить, каждый служит к Богу так, как может, возможно, лучше пусть эти люди ходят только на помазание, но они ходят, чем те, которые вообще не знают Бога. Тут не нам решать, кто чего больше достоин, а кто - нет.
Ну и вернусь к теме вопроса. Конечно, аудио-запись не заменит богослужения или живого колокольного звона, но ведь таковое и не позиционируется. На некоторых дисках с аудио-записями молитв прямым текстом пишется, что прослушивание диска не является заменой тех или иных молитв православным христианином.