Донское Казачество - это яркая и героическая страница в истории Российского государства. Донские казаки в массе своей были пассионариями, то есть людьми энергичными, смелыми, людьми способными к сверхнапряжению. Такие особенности характера позволили им стать тем, кем они были в русской истории, внести в неё значительный вклад и прославить звание Донского Казака по всей России и за её пределами.
Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права. А это безспорно повлияло на характер казака, делало его человеком независимым, умеющим отстаивать свои интересы и бороться за них. Воинские понятия верности и чести, гордость своим казачьим званием, дисциплина в быту являлись неотъемлемыми частями самосознания каждого казака.
Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества, символами которого являлась Православная вера, Русский Государь и «Батюшка Тихий Дон».
Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством.
Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков.
Одной из отличительных черт казаков была сильно развитая идея личности, её самостоятельности. Служба, долгое и частое отсутствие хозяина - главы семьи, предопределили важную роль женщины-хозяйки. Когда казаки были на службе или на войне, то нередко все мужские работы приходилось выполнять жене. Казачки сами пахали землю, сеяли хлеб, косили траву, ловили рыбу.
Казачки не знали крепостного права, не знали ни барщины, ни оброка. Они работали только на себя и на свою семью, поэтому всё, что они делали, они делали очень хорошо. Не вычистить курень, выпустить мужа и детей в неопрятном виде на улицу означало для казачки уронить себя в глазах всей честной станицы и своих собственных.
Казаки были глубоко верующими людьми. Православие определяло и освящало весь земной жизненный путь казака, определяло его мировоззрение. Это было связано с тем, что много казаков погибало во время войн, походов. И если казаку удавалось вернуться живым и здоровым, это расценивалось как милость Бога. Вот почему на Дону строилось много храмов и в каждом казачьем курене висело до сорока и более икон.
Церковь для казаков - самое главное достояние станицы, строили её обычно всем обществом. Приходя на новое место, начинали со строительства церкви или часовни. Починка и украшения церквей делались на средства станичников. Часть общественной земли сдавали в аренду, а на вырученные деньги строили храмы.
В древности говорили: “Каждое древо сильно своими кореньями, отруби их - и древо погибнет”. Так и народ, и нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с земли вообще.
Культура и народный быт обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. В прошлом мы черпаем свои духовные силы, чтобы совершенствовать будущее.