Святитель Игнатий Ставропольский (Брянчанинов). О католичестве (из данного издания)
Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых,— по отпадении её от Восточной Церкви и по отступлении Святого Духа от неё — молились и достигали видений ложных.
Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера.
Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или Рай.
Явление Рая и ада совершалось не одним действием воображения человеческого. Одного действия воображения человеческого недостаточно для этого: явление совершалось действием демонов, присоединявших своё обильное действие к недостаточному действию человеческому, совокуплявших действие с действием; пополнявших действие действием на основании свободного произволения человеческого, избравшего и усвоившего себе ложное направление.
Известно, что истинным святым Божиим видения даруются единственно по благоволению Божию и действием Божиим, а не по воле человека и не по его собственному усилию,— даруются неожиданно, весьма редко при случаях особенной нужды, по дивному смотрению Господа, а не как бы случилось.
Усиленный подвиг находящихся в прелести обычно стоит рядом с глубоким развратом. Разврат служит оценкой того пламени, которым разжжены прельщённые. Подтверждается это и сказаниями истории и свидетельством Святых Отцов. «Видящий духа прелести в явлениях, представляемых им,— сказал преподобный Максим Капсокаливит,— очень часто подвергается ярости и гневу; благовоние смирения или молитвы, или слезы истинной не имеет в нём места. Напротив того, он постоянно хвалится своими добродетелями, тщеславствует и предаётся всегда лукавым страстям бесстрашно».