Всякий одаренный настоящим, подлинным талантом человек обладает способностью изменять окружающую его реальность, создавая свое собственное, уникальное пространство и видение действительности. Мало кому из художников XIX века, работавших в жанре пейзажа, удавалось достичь такой эмоциональной глубины, такого проникновения в лирическую красоту неброской русской природы, какое столь ясно ощущается в картинах Исаака Левитана. Полотна художника наполнены удивительно тонким, пронзительным чувством цвета и света, сильной и гармоничной внутренней энергетикой. Они пробуждают в зрителе искреннюю душевную сопричастность сюжету, погружая его в глубокое резонансное созвучие настроению радости или печали, свойственное левитановскому видению того или иного состояния природы.
Левитан Исаак Ильич (1860-1900)
Родился в Кибартах (ныне Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего. В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов; окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-1883), в различных местах Московской и Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-1890). Был членом "Товарищества передвижников".
Его "пейзажи настроения" обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия (недаром его любимым философом был А.Шопенгауэр).
Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Сокольники", 1879). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в архетипический образ России, открывается "Березовой рощей" (1885-1889). Та же поэтика тонкого образного обобщения одухотворяет произведения "волжского периода" ("Вечер на Волге", 1888; "Вечер. Золотой Плес", 1889; "После дождя. Плес", 1889; а также тематически примыкающая к ним картина "Свежий ветер. Волга", 1891-1895). Он создает шедевры "церковного пейзажа", где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892, там же) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893-1894). "Я весь в этой картине", - эти слова Левитана о последнем произведении могут быть отнесены ко всем его лучшим вещам. Этот "психоанализ" обычно печален, как в полотне "У омута" (1892) либо в знаменитой "Владимирке" (1892), где на дороге, по которой конвоировали арестантов в Сибирь, видна (в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к минимуму либо вообще к нулю) лишь крошечная фигурка странника близ придорожной иконки.
Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895; "Золотая осень", 1895; "Весна - большая вода", 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Варьируя тему стогов сена в лунную ночь, он пишет небольшое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А.П.Чехова в Ялте (1900); с писателем его связывали многолетние дружеские, хотя и достаточно сложные отношения). Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900, Русский музей) является - вопреки смертельной болезни - едва ли не самым радостным его произведением. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он проявил себя и как высокоодаренный педагог.
Умер Левитан в Москве 22 июля (4 августа) 1900. В Плесе существует дом-музей Левитана.
Как мало ценят - как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан. Чехов А.П.