Loading...
Error

составитель игумен Харитон - Умное делание. О молитве Иисусовой [2001, PDF/DjVu, RUS]

Ответить на тему
Статистика раздачи
   
 
Автор Сообщение

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 30-Авг-2017 00:00

[Цитировать] 

Умное делание. О молитве Иисусовой

pic
Год: 2001
Автор: составитель игумен Харитон
Жанр: Святоотеческое наследие
Издательство: "Лучи Софии", Минск
ISBN: 985-6171-30-х
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 304

Прямая ссылка на книгу

Описание: От составителя
“Что такое молитва? В чем ее сущность? Как научиться ей? Что переживает дух молящегося в смирении сердца христианина?
Все такие вопросы должны бы постоянно занимать и ум и сердце верующего, ибо в молитве человек беседует с Богом, входит с Ним в благодатное общение и живет в Боге. И святые отцы и учители Церкви дают ответы на все эти вопросы, ответы, основанные на благодатном озарении через опыт молитвенного делания, опыт, одинаково доступный и простецу и мудрецу.” Еп. Никон.
“Всякому христианину нужно всегда помнить, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим, надобно дать Ему вселиться в уме и сердце нашем, а к такому соединению с Господом, после причащения Тела и Крови Его, лучшее и надежнейшее средство есть умная молитва Иисусова.
Обязательна ли молитва Иисусова и для мирян? Непременно обязательна, потому что всякому христианину, как сказано выше, необходимо соединиться с Г осподом в сердце, а к сему соединению лучшим способом служит молитва Иисусова.” Еп. Иустин.
Иноку же, при пострижении его в монашество, когда вручаются четки, называемые при этом мечом духовным, завещается непрестанное, денно и нощно моление молитвою Иисусовою.
По вступлении моем в обитель, я возревновал о сем завещании для иноков и был руководим в этом своим старцем А., который разрешал все мои недоумения, встречающиеся при молитве. По смерти же старца, за разрешением недоумений я был вынужден прибегать к писаниям богомудрых отцов. Извлекая из них существенное о молитве Иисусовой, я записывал все это в свою тетрадь, и таким образом с течением времени у меня составился сборник о молитве.
Материал сборника разрастался из года в год, и потому он не имеет строго систематического порядка и последовательности предметов; он служил лично для меня как справочник.
Теперь мне пришла мысль издать мой сборник или справочник, в надежде на то, что, быть может, он окажет помощь тем, кои ищут руководства для усовершенствования своей внутренней духовной жизни, и приведенные в сборнике мудрые советы св. отцов и современных нам подвижников помогут им в их добром намерении.
В сборнике встречаются повторения одного и того же; это — от искреннего желания сильнее запечатлеть в уме все то, о чем пишется. Все же, передаваемое от сердечного убеждения, должно иметь живейший интерес, тем более нужный в нынешние времена, когда повсюду наблюдается крайнее оскудение всяких стремлений в области духовной жизни.
Итак, цель издания нашего сборника та, чтобы всевозможными и разнообразными способами и многократными повторениями именно уяснить способ производства Иисусовой молитвы, показать всю ее нужду и необходимость в деле нашего духовного служения Богу. Словом — напомнить как современному монашеству, так и всем ревнующим о своем душевном спасении древле-отеческое учение о умном делании и о борьбе со страстями, тем более, что ныне о молитве Иисусовой, по словам еп. Игнатия, “люди, большею частью, имеют самое темное, сбивчивое понятие. Иные, считающие себя за одаренных духовным рассуждением и почитаемые многими за таковых, “боятся” этой молитвы, как какой заразы, приводя в причину “прелесть” — будто бы непременную спутницу упражнения молитвою Иисусовою, сами удаляются от нее и других учат удаляться”. Далее еп. Игнатий говорит: “Изобретатель такого учения, по моему мнению, диавол, которому ненавистно имя Господа Иисуса Христа как сокрушающего всю его силу; он трепещет этого всесильного имени и потому оклеветал Его пред многими христианами, чтобы они отвергли оружие пламенное, страшное для врага, спасительное для них самих”.
Посему у составителя и явилась насущная потребность собрать все необходимое для разъяснения этого духовного делания и встречающихся при этом недоумений. Сам же собиратель, не смея и подумать назвать себя “умным молитвенником”, осмелился лишь извлечь из сокровищницы св. отцов их богомудрые советы о непрестанной молитве, советы, необходимые, как воздух дыханию нашему, всем ревнующим о своем спасении.
В настоящий сборник об умном делании по вопросу о молитве входит около четырехсот изречений св. отцов и современных нам подвижников и, кроме того, целые поучения опытных в молитвенном подвиге подвижников благочестия, как то: святителя Димитрия Ростовского, архимандрита Паисия Величковского, старца схимонаха Василия и других делателей священной молитвы Иисусовой.
В конце этой книги вниманию читателей предлагается указатель, в котором перечисляются приведенные здесь изречения отцов, с указанием авторов и книг, откуда позаимствованы сии изречения, со ссылкой на страницы настоящего сборника, на которых они напечатаны.

Валаам, 27 июля 1936 г.
Игумен Харитон
Примеры страниц
picpicpicpicpicpicpic
Оглавление
От составителя 4
О молитве человека, уединившегося в клети сердца своего, поучающегося и молящегося тайно. Предисловие 7
Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети 8
Глава II. О молитве, согревающей человека и соединяющей его с Богом в любви 11
Глава III. Молитва, произносимая устами, умом же не внимаемая, есть ничто 12
Глава IV. Краткая, но часто творимая молитва более полезна, чем продолжительная (Творение иже во святых отца нашего Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского Чудотворца. Печатано в Киево-Печерской типографии, 1853 г.) 14
Молитва 17
1.Молитва Иисусова есть скорый и действительный путь к очищению страстей. Навыкновение этой молитве й вкоренение ее в себе — легчайшее средство восхождения к непрерывности 9 молитве. Степени в молитве. (Епископ Феофан. Путь ко спасению. Изд. 1894 г. С. 243) 17
2.У кого нет умной внутренней молитвы, у того и никакой молитвы нет, ибо умная молитва и есть настоящая молитва, Богу угодная (Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных ?дметах веры и жизни. Изд. 1892 г. С. 381) 19
3.Без умной молитвы никому нельзя обойтись, ибо Бог умствен (Там же, с.381—383) 20
4.Сила молитвы не в словах, а в гом, как ее совершать (Епископ Феофан. Толкование посланий св. ап. Павла к Колоссянам и к Филимону. Изд. 1892 г. С.211—215) 21
5.Назначение церковных песнопений (Епископ Феофан. Толкование послания св. ап. Павла к Ефесянам. Изд. 1893 г. С. 407—411) 22
6.Молитва умно-сердечная. Мера очищения сердца есть мера оживления чувства к Богу (Епископ Феофан. Толкование послания св. ап. Павла к Колоссянам. С. 218—219) 25
7.Чувство к Богу и без слов есть молитва (Епископ Феофан. Собрание писем. Изд. 1898—1903 гг., т. III, письмо 516) 26
8.Храните дар внутренней теплоты к Богу, паче всего смирением, все благодати приписывая (Епископ Феофан. Там же, письмо 517) 26
9.Молитва — проба всего (Епископ Феофан. Там же, письмо 796) 26
10.Всякому чину людей, или всякой степени приближения Богу, своя молитва и свои для нее правила (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. 1882 г. С. 133- 135) 26
Что есть молитва? И как к сему относится молитва Иисусова? 27
11.Молитва — умное предстояние Богу, сопровождаемая чувствами и движениями духовными. В труде образования молитвенного навыка лучше всего помогает Иисусова молитва. Теплота благодатная — духовная и теплота телесная — кровяная. Их различие (Епископ Феофан. Собрание писем, II, письмо 244) 27
12.Три вида молитвы: молитва, деемая человеком, молитва, находящая от Бога, и молитвенный экстаз, или восхищение (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 746) 30
13.Легчайшее средство восхождения к непрерывности в молитве есть навыкновение молитве Иисусовой и вкоренение ее в себе (Епископ Феофан. Путь ко спасению. Изд. 1894 г. С. 243) 32
Степени молитвы 32
14.Три степени молитвы к достижению непрестанной умно-сердечной молитвы: молитва читательная, молитва умно-сердечная и молитва непрестанная (Епископ Феофан. Собрание писем, II, письмо 243) 32
15.Молитва имеет разные степени: молитва молитвословная; молитва умно-сердечная; молитва умно-сердечная делательная; молитва умно-сердечная самодвижная, находящая; молитва умно-сердечная непрестанно действующая и молитва созерцательная (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. С. 47) 33
16.Какова должна быть молитва, чтобы быть услышанной, которой можно молиться на всякое время и на всяком месте? (Епископ Феофан. Толкование послания св. ап. Павла к Ефесянам. С. 486) 33
17.Следует прежде всего словами молитвы Иисусовой очищать ум и сердце и, таким образом, восходить на разумное пение (Епископ Феофан. Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковс-кого. 1892 г. С.81) 34
18.О молитве словами и умом (Епископ Феофан. Собрание писем, V, письмо 908) 34
19.Дело молитвы. Сила не в словах, а в мыслях и чувствах (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 910) 35
20.Молитва Иисусова, Существо молитвы в гом, чтобы быть всегда в памяти Божией. При молитве Иисусовой Богомыслие необходимо (Епископ Феофан. Там же, I, письмо 12) 35
21.Богомыслие заменить молитвой Иисусовой можно, но какая в этом нужда: они одно и то же суть (Епископ Феофан. Там же, , письмо 113) 36
22.Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему (Епископ Феофан. Там же, I, письмо 188) 36
23.Труд над молитвой Иисусовой (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 598) 36
24.Соединять молитву Иисусову с дыханием можно. Дыхание вместо четок (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 634) 37
25.В молитве Иисусовой углубляйтесь сколько сил есть (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 770) 37
26.Молитва Иисусова сильнее всех только всесильным именем Иисуса, Господа Спасителя, когда оно призывается с полной верой (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 827) 37
27.Молитва перестает быть молитвой, когда внимание отходит от слов молитвы (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 615) 37
28.Сила молитвы от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 143) 37
29.Прочное умиротворение мыслей есть дар Божий (Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Изд. 3, 1891 г. С. 187) 37
30.“Надо с усилием заключать ум свой в слова молитвы”, говорит св. Иоанн Лествичник (Епископ Феофан. Там же, с. 187) 38
31.Если всегда будете совершать молитву свою с усердием, — она будет идти хорошо. Молитва — корень всего (Епископ Феофан. Там же, с. 271 и 273) 38
32.Молитва непрестанная: путь к ней (Епископ Феофан. Собрание писем, I, письмо 189) 38
33.Наставление о возгревании молитвенного чувства к Богу (Епископ Феофан. Там же) 38
34.Молитва непрестанная: “молитеся непрестанно”; молитва должна проникнуть всю жизнь; тайна ее — в любви к Господу (Епископ Феофан. Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппийцам и Солунянам, первого и второго. Изд. 2, 1895 г. С. 368) 38
35.Непрестанная молитва св. апостолов (Епископ Феофан. Собрание писем, IV, письмо 555) 40
36.Постоянное чувство к Богу, которое можно иметь всегда и всюду (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 694) 40
37.Непрестанная молитва в том состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом (Епископ Феофан. Там же, I, письмо 2) 40
38.Непрестанная молитва, ее плоды. Непрестанно молящийся пребывает непрестанно в Боге (Епископ Игнатий. Сочинения. Т. II, изд. 2, 1886 г. С. 194 -195) 40
39.Умная молитва состоит в том, чтобы умом в сердце предстоять пред Богом. Она бывает в двух состояниях: трудовая и самодвижная (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 51) 41
40.Умом в сердце проходить молитву Иисусову, без движения языка, можно. Это лучше язычной молитвы (Епископ Феофан. Собрание писем, V, письмо 907) 42
41.Существо умной молитвы в хождении пред Богом (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 704) 42
42.Молитвы: словесная, мысленная и сердечная. Отчего происходит такое разложение молитвы на ее части (Епископ Феофан. Перевод. Блаженной памяти старца Никодима Святогорца. Невидимая брань. Изд. 4, 1904 г. С. 194) 43
43.Умная, или внутренняя, молитва. Существо этой молитвы (Епископ Феофан. Там же, с. 193) 43
44.Молитва умная. Путь к Господу покаявшегося есть внутренний путь, в уме и сердце совершающийся (Епископ Феофан. Толкование псалма 33. Изд. 2, 1889 г. С 47) 43
45.Забота об умном предстоянии Богу. Ищите и обрящете (Епископ Феофан. Собрание писем, IV, письмо 572) 44
46.Молитва сердечная, духодвижная. Она есть достояние совершенных, общедоступная и непрестанная (Епископ Феофан. Невидимая брань, с. 194) 44
47.Молитва сердечная: трудовая и самодвижная. Действие в сердце молитвы этих двух видов: ум бывает то деятельным, то созерцательным. Деянием он побеждает страсти, а созерцанием Бога зрит (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 198) 45
48.Когда внутренняя сердечная молитва войдет в силу, тогда она станет заправляющей молитвословием... От этого ревность молитвенная и будет разгораться: ибо тогда рай будет в душе (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 408) 46
49.Молитва самодвижная бывает двух вйдов: в одном человек властен повиноваться духу молитвенному или нет, а в другом не властен ничего сделать, а восхищается на молитву и держим бывает в ней иной силой (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 145) 46
50.Молитва духодвижная: бывает, ч го влечение к молитве само находит и заставляет молиться и не дает покоя, пока молитва не изольется вся (Епископ Феофан. Толкование первых 8 глав послания св. ап. Павла к Римпянам. Изд. 2, 1890 г., с. 522 и 523) 46
Молитва. Иисусова 48
51.Что есть молитва Иисусова, яко имя Спасителя нашего Бога в себе носящая (Симеон, архиепископ Солунский. Добротолюбие, изд. 1889 г. Т V. С. 481-482) 48
52.Пусть никто не думает, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не миряне (Св. Тои-горий Палама. Добротолюбие. Т. V, с. 516 - 519) 48
53.В делании молитвы Иисусовой — входить скорее внутрь и здесь разогревать дух ревности, но и внешнее не должно оставлять, то и другое должно идти совместно, во взаимном подчинении, по достоинству их удельному (Епископ Феофан. Путь к спасению, с. 222— 223) 49
54.К Господу обращаться надо, сходя вниманием ума в сердце и там взывая к Нему. Утвердившись умом в сердце, стоять пред Господом (Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь, с. 226) 50
55.О молитве Иисусовой, привитие ее к сердцу (Епископ Феофан. Собрание писем, V, письмо 787) 50
56.Память Божия и страх Божий в сердце, тогда все благоспеется добре (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 782) 50
57.Внимание к тому, что бывает в сердце и исходит из него, есть главное дело. Но ко вниманию всегда нало прилагать рассуждение (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 764) 51
58.От навыка и частого повторения молитовка так навязывалась на язык, что он сам собою повторял ее; чрез это и мысль прилеплялась к молитве, а чрез нее и к помышлению о Боге. Умная молитва и умное делание (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 240) 51
59.Чтобы при делании умной молитвы не впасть в прелесть, не допускай никаких представлений, никаких образов и видений (Преподобный Нил, устав его о скитской жизни. 1902, с. 36) 52
60.Молитва Иисусова — сокровенное упражнение: храни сердце твое в сокровенном и умном занятии псалмами или сею молитвою (Цветник, с. 24. То же: сказание об Авве Филимоне. Добротолюбие, т. III. С. 364, 365) 52
61.Умно-сердечная молитва может глубоко внедриться в сердце, состоя в одном предсгоянии Богу (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. С. 142) 53
62.Св. Златоуст учит молитве внутри сердца с словами непрестанно взывать: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие. Т. V. С. 365) 53
63.При отсутствии Господа, стекается к нам все зловредное, так при Его присутствии, все противное отгоняется (Иноки Каллист и Игнатий. Добротолюбие. Т. V. С. 341) 54
64.Наставление пр. Исихия Иерусалимского о молитве Иисусовой (Добротолюбие. 7. II. С. 198, 182. Изд. 1895 г.) 54
65.Главное в делании молитвы Иисусовой — стояние и хождение пред Богом, с вопиянием к Нему из сердца. Неправильный образ совершения сей молитвы и способ перехода к надлежащему молитвова-нию (Епископ Феофан. Собрание писем, V, письмо 911) 54
66.Молитвенный огонек приобретается трудом и не дается никаким художеством (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 912) 55
67.Вкушение от плодов молитвенного делания принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней. Посему обратись ко Господу, и Он тебе даст, другого способа к получению искомого нет (Епископ Феофан. Псалом 118, истолкованный Е.Ф. Изд. 2, 1891 г. С. 167) 56
68.О способах, как возжечь постоянный духовный огонек или теплоту в сердце. Отличительная черта состояния, когда затепливается сей огнь (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 66, 68, 88, 89) 57
69.Преобразование души и тела по духу жизни о Христе Иисусе, или их одухотворение и состояние чистоты (Епископ Феофан. Там же, с. 121) 59
70.Восхождение к Богу: молитва читательная и своеличная; молитва трудовая, делательная и молитва самодвижная, словно ручеек журчащий (Епископ Феофан. Там же, с. 137—141) 60
71.Принятое нами о Христе Иисусе во св. Крещении открывается многотрудным исполнением заповедей и непрестанным призыванием Господа Иисуса. Первое средство могущественно, но второе могущественнее. Посему поспешим навыкнуть молитвенному деланию, которое безвидно и невоображенно (Епископ Феофан. Там же, с. 197) 62
72.Преимущество молитвы Иисусовой. Навыкновение сей молитве внешне и внутренне. Чтобы избежать неправильностей, имей советника, сам же всегда действуй в простоте, великом смирении и неприсвоении себе успеха (Епископ Феофан. Невидимая брань, с. 207—211) 63
73.Приболезненность — верный признак доброты подвига. Неболезненно шествующий не получит плода (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 203) 65
Плоды молитвы 65
74.Первые плоды молитвы — внимание и умиление (Епископ Игнатий. Т I. С. 290) 65
75.Плод молитвы — сосредоточение внимания в сердце. Сердечная молитва — начало дела. Утверждением ее в сердце дело Божие спе-ется (Епископ Феофан. Собрание писем. II, письмо 256) 66
76.Естественные плоды внутренней молитвы. Они должны сопровождаться пришествием благодати: это и будет значить, что Бог воззрел на нас (Епископ Феофан. Там же, I, письмо 12) 66
77.Сосредоточение внимания в сердце и теплота — плод молитвы. Отношение молитвы Иисусовой к молитве умно-сердечной (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 320) 67
78.Суть дела молитвы Иисусовой — сознательное стояние в присутствии Господа со страхом, верою и любовью (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 321) 68
79.Для приобретения собранной и теплой молитвы необходим труд. Болячка в сердце (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 326) 68
80.Разъяснение о сладостных чувствованиях при молитве (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 291) 68
81.Как охранять в себе сердечную теплоту и избегать самомнения (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 314) 69
82.Первый плод Божией теплоты есть собрание мыслей воедино и устремление их к Богу неотходное (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 315) 70
83.Благодатные плоды молитвы и условие к их охранению (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 706) 70
84.На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме — предзрение Господа, в сердце — жажда Бога (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 339) 71
85.Молитва из сердца всякая должна исходить, тем паче такой должна быть молитва Иисусова (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 917) 72
86.Стань умом в сердце пред лицем Господа и взывай к Нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Это дело и труд молитвы (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 922) 72
87.Стояние неисходное пред Господом в сердце, со вниманием (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 361) 72
88.Происхождение, плоды и способы поддержания ревности духовной (Епископ Феофан. Собрание писем, III, письмо 384) 72
89.Усердно исполняя правило, трезвость ума и теплоту сердца храните. Но и смирение нужно, и терпение, и верность правилам и паче всего трезвение (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 727) 73
Тайное поучение 73
“Под именем поучения св. отцы разумеют какую-либо краткую молитву или даже какую-либо краткую духовную мысль, к которой они приобучились и которую они старались усвоить уму и памяти вместо всякой мысли” (Сочинения епископа Игнатия. Т. II, с. 189) 73
90.Тайное поучение, между прочим, заключается в молитве Иисусовой. Духовные плоды тайного поучения (Епископ Игнатий. Там же, II, с. 195) 73
91.Тайное поучение это есть самый прямой путь к устроению спасительному. Можно все оставить и заняться только этим одним деланием (Епископ Феофан. Путь ко спасению, с. 221) 75
92.Будь внутри себя и имей тайное поучение в сердце (Епископ Феофан. Там же, с. 221) 76
93.Соберись и твори в сердце тайное поучение (Епископ Феофан. Там же, с 221) 76
94.Когда сердце ваше затеплится теплотою Божией, огонек тот всеодухотворит. Способы к возжению сего духовного огонька. Борьба со страстями неизбежна. Память Божия — жизнь духа (Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь, с. 202—204) 77
95.Главное, чего искали подвижники, отцы и учители наши, состоялов том, дабы сердце горело к единому Господу беспрестанно. Бог требует сердца, потому что в нем исходите жизни. Где сердце, там вся душа (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 170— 172) 78
96.Те, которые успели затвердеть во внешней формальности и охладели в навыкновении порядкам уставного молитвословия, — им остается еще прибежище — художественное делание умной молитвы ко Господу (Епископ Феофан. Там же, с. 182—184) 79
97.Кроме деятельной умной молитвы никто не может избежать действия страстей и сложения лукавых помыслов (Житие и писания Молдавского старца архимандрита Паисия Величковского. Изд. 1892 г. С. 95) 79
98.Молитва Иисусова стоит в числе средств к успеху в навыке ходитьпред Богом (Епископ Феофан. Собрание писем. V, письмо 895) 79
99.На что следует обращать главное внимание и чего искать при молитве. Где должно держать внимание при молитве (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 896) 80
100.Духовное устроение при молитве Иисусовой. Журчащий ручеек и надежный сторож (Епископ Феофан. Там же, VI, письма 911, 919) 80
101.Чего должно искать молитвой (Епископ Феофан. Ответы на вопросы инока о молитве. Изд. 1910 г, С. 41) 81
О памяти Божией 81
102.Напоминание о памяти Божией (Митерикон. Изд. 1908 г. С. 26) 81
103.Поставьте себе законом: сидеть дома, в клети сердца, и беседовать с Господом (Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь, с. 164, 116, 111) 82
104.Восстановление духа в его правах (Епископ Феофан. Там же, с. 111) 82
105.Хотите ли поскорее вступить в сей рай? Вот что делайте (Епископ Феофан. Там же, с. 200, 201) 82
106.0 памяти Божией (Епископ Феофан. Собрание писем, VI, п. 955) 83
107.Ходите в памяти о Божием вездеприсутствии (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 102) 83
108.Внимание держать всегда на Господе: этот нэвык не даст скорбеть, ибо он доставляет душе полное удовлетворение (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 916) 83
109.Путь к молитвенному состоянию — навыкновение всегда памятовать о Боге. Бегать всячески охлаждения. Пустая жизнь! (Епископ Феофан. Там же, II, письмо 255) 84
110.При непрестанном памятовании о Боге не забывать возгревать и благоговейный страх (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 412) 85
111.Молясь, надо изгонять все образы из головы (Епископ Феофан. Собрание писем, УУН, письмо 1150) 85
Существо христианской жизни 86
112.Христианское воспитание. Внешнее и внутреннее благочестие (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 10—23) 86
113.Жизнь зависит от сочетания с Господом (Епископ Феофан. Там же, с. 92) 87
114.Обращается внутрь ревнитель, и что здесь находит? (Епископ Феофан. Там же, с. 57—59) 87
115.Когда дух человека немощный соделывается мощным? (Епископ Феофан. Толкование послания св. ап. Павла к Ефесянам, с. 233) 88
116.Ищущий внутреннего царствия Божия думает все о Боге (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 31) 89
117.Влечение к Богу (Епископ Феофан. Там же, с. 34) 89
118.Нахождение сердца. Царствие Божие приходит внутрь (Епископ Феофан. Там же, с. 25) 90
119.Труд навыкновения умной молитве. Одухотворение души и тела, Царствие Божие в нас зарождается, когда ум сочетается с сердцем (Епископ Феофан. Там же, с. 59, 62) 91
120.Внутреннее нестроение в мыслях и желаниях (Епископ Феофан. Там же, с. 64) 91
121.Непрекращаемое горение сердца. Пришествие Господа в сердце (Епископ Феофан. Там же, с. 120) 92
122.Три вида Богообщения (Епископ Феофан. Путь ко спасению, с.177) 92
123.Божия благодать рассекает человека, сознание двойственности и немощности (Епископ Феофан. Там же, с. 186, 187) 93
124.Очи ума нужно иметь обращенными к Богу — это исходное начало всего порядка Богоугодной жизни (Епископ Феофан. Там же, с. 188—190) 95
125.Первое семя новой жизни — сочетание свободы и благодати (Епископ Феофан. Там же, с. 192) 95
126.Существенное настроение покаянника (Епископ Феофан. Там же,с. 193) 96
127.Благодать и грех не вместе сокрываются в уме (Епископ Феофан.Там же, с. 201) 96
128.Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека (Епископ Феофан. Там же, с. '223, 224) 96
129.Божественная благодать очищает и исправляет человека (Епископ Феофан. Там же, с. 225, 226) 97
130.Отделись дух наш от Бога, и сила, данная человеку от Бога, взятабудет от него (Епископ Феофан. Там же, с. 232) 98
131.Богообщение должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека (Епископ Феофан. Начертание христианского вероучения. Изд. 2, 1895 г. С. 36) 98
132.Благодать входит внутрь в таинствах (Епископ Феофан. Там же, с. 53) 98
133.Истинно христианская жизнь — есть жизнь благодатная (Епископ Феофан. Там же, с. 63) 99
134.Что это за царствие Божие? (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 37) 99
135.Притча о закваске. Невольные влечения внутрь (Епископ Феофан.Там же, с. 39) 100
136.Внутреннее самодержавие (Епископ Феофан. Толкование первых 8 глав послания св. ап. Павла к Римлянам, с. 478) 101
137.Трудитесь в навыкновении молитве Иисусовой (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 370) 102
138.Кто внутри себя, тому и мир духовный открыт (Епископ Феофан. Путь ко спасению, с. 220, 221) 102
139.Делания для сил души (Епископ Феофан. Там же, с. 245) 103
140.Душа умом своим должна пребывать в сердце (Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. Изд. 1880 г. С. 41) 103
141.Клеть сердца. Внутренний человек (Епископ Феофан. Путь ко спасению, с. 207) 103
142.Зрение иного мира (Епископ Феофан. Там же, с. 210) 103
143.Стояние в мире Божием (Епископ Феофан. Там же, с. 213) 104
144.Отчего ожестело сердце? (Епископ Феофан. Там же, с. 218) 104
145.Быть в чувстве очень многозначительно (Епископ Феофан. Там же, с. 220) 104
146.Какая мысль в словах: “Исполняйтеся Духом”? (Епископ Феофан.Толкование послания св. ап. Павла к Ефесянам, с. 406) 104
147.В сердце жизнь, там и жить надобно (Епископ Феофан. Собрание писем, II, письмо 334) 106
148.Сердечное место. Соединение ума с сердцем (Епископ Феофан. Сочинения. Т. V. Изд. 3, 1905 г. С. 115, 116) 106
149.Сердце — внутреннейший человек (Епископ Феофан. Толкование первых 8 глав послания св. ап. Павла к Римлянам, с. 97) 106
150.Дух премудрости и откровения. Внутренний человек, или потаенный сердца человек (Епископ Феофан. Толкование послания св. ап. Павла к Ефесянам, с. 106) 106
151.Рычаг, движущий деятельностью, — сердце (Епископ Феофан. Толкование первого послания св. ап. Павла к Коринфянам. Изд. 2, 1893 г. С. 290) 107
152.Назначение духа. Зрение духа и умозрение (Епископ Феофан. Толкование послания к Ефесянам, с. 107) 107
153.Когда сознание и свобода на стороне духа, человек духовен (Епископ Феофан. Толкование первых 8 глав послания св. ап. Павла к Римлянам, с. 444) 107
154. Как хранить дар благодати? (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 425) 108
155.Как блюсти внутреннюю неразвлеченность при хлопотах? (Епископ Феофан. Собрание писем, 111. письмо 531) 109
156.Пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Условие к миру с Богом (Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. Изд. 1895 г. С. 367, 378) 110
Горение духа 111
157.Чем Дух угашается и чем разгорается? (Епископ Феофан. Толкование посланий св. ап. Пасла к Филиппийцам и Солунянам первого и второго, с. 371—373) 111
158.Вот признаки горения Духа! (Епископ Феофан. Толкование Х-Х глав послания св. ап. Павла к Римлянам. Изд. 2, 1890г. С. 235) 113
159.“Духом горяще”. Отчего не можем сказать, что горим духом? (Епископ Феофан. Там же, с. 232—234) 114
160.Два поворота свободы: сначала в движении к себе, а потом от себя к Богу (Епископ Феофан. Путь ко спасению, с. 131) 115
161.Благодать не связывает свободы человека. Сочетание свободы с благодатью (Епископ Феофан. Там же, с. 132) 115
162.Желание мысленное, сочувственное и деятельное (Епископ Феофан. Там же, с. 134) 116
163.Уединение, молитва и размышление (Епископ Феофан. Там же, с.136) 116
164.Переход от ощущения к ощущению (Епископ Феофан. Там же, с. 136) 116
165.Конечное самоуничижение (Епископ Феофан. Там же, с. 139) 117
Что значит сосредоточить ум в сердце? 118
166.Сердце — хранилище помыслов (Св. Григорий Палама. Добротолюбие. Изд. 1889 г. Т5. С. 317) 118
167.Войди в себя, пребывай в сердце своем; ибо там Бог (Архиепископ Сергий. Православное учение о спасении. Изд. 1910 г. С. 129) 118
168.Надобно из головы сойти в сердце (Епископ Феофан. Письма о христианской жизни, с. 58—59) 118
169.В сердце — жизнь, там и жить надобно (Епископ Феофан. Там же, с. 53) 118
170.Сосредоточить ум в сердце. Тут вся тайна духовной жизни (Епископ Феофан. Собрание писем, IV, письма 584, 589) 119
171.Сердце без Бога никогда не бывает сыто (Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь ? С. 263) 119
172.Дар Святаго Духа — Он у всех есть (Епископ Феофан. Там же, с.265) 119
173.Глава дела, чтобы внимание не отходило от Господа (Епископ Феофан. Собрание писем, IV, п. 591) 119
174.Ищите Господа, но только в себе (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 762) 119
175.Внутри пребывание и сердечное уединение держите. Опасайтесь самодовольства, самоцена, самомнения (Епископ Феофан. Там же, IV, письмо 697) 120
176.Что значит быть умом в сердце? (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 331) 120
177.Норма должного держания себя в отношении к Господу (Епископ Феофан. Там же, с. 323) 120
178.Надо искать потерянный рай, чтобы потом воспеть обретенный (Епископ Феофан. Собрание писем, III, письмо 453) 121
179.Когда мы в сердце, тогда дома; когда не в сердце, нет нас дома (Епископ Феофан. Там же, VIII, письмо 1283) 121
180.Сочетание ума с сердцем и неисходное пребывание там пред лицемГоспода (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 359) 121
181.“Болячка в сердце” (Епископ Феофан. Там же, с. 366) 121
182.Есть дела, телом видимо совершаемые, и есть дела мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела (Епископ Феофан. Собрание писем, I, письма 142, 161) 121
183.Всякому истинному христианину нужно всегда помнить и никогда не забывать, что ему необходимо соединиться с Господом Спасителем всем существом своим (Епископ Иустин. Что такое жизнь и как должно жить? Изд. 1891 г. С. 144—145) 122
184.“Стать над сердцем, стать умом в сердце, из головы сойти в сердце”, — все сие одно и то же (Епископ Феофан. Собрание писем. II, письмо315) 123
185.Когда молитва Иисусова внедрится в сердце (Епископ Феофан. Там же, III, письмо 512) 123
186.Внимай себе и старайся не выходить из сердца (Епископ Феофан. Там же, VIII, письмо 1449) 123
187.Когда ум стоит в сердце неисходно (Епископ Феофан. Письма к разным лицам, с. 371) 123
188.Молитва Иисусова сочетает ум твой с сердцем (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 58) 123
189.Какие плоды до и после сочетания ума с сердцем? (Епископ Феофан. Там же, с. 95, 104) 124
190.Умная молитва ставится главным двигателем и правителем духовной жизни (Епископ Феофан. Там же, с. 129—133) 124
191.Упражнение молитвой Иисусовой имеет два главнейших периода (Епископ Игнатий. Сочинения. Том I. С. 268) 126
192.Собственные усилия в молитве Иисусовой, в первом ее периоде (Епископ Игнатий. Там же, с. 268) 127
193.Благодать Божия ощутительно действует во втором периоде молитвы Иисусовой (Епископ Игнатий. Там же, с. 269) 127
194.Душой и целью молитвы в том и другом ее состоянии должно бытьпокаяние (Епископ Игнатий. Там же, с. 270) 127
195.Опыты усилий к привлечению благодати (Епископ Феофан. Путько спасению, с. 124) 128
196.Исполнение заповедей до и после сочетания ума с сбрдцем (Епископ Игнатий. Сочинения. Т. V. С. 115) 129
197.Пока стремления духа прорываются раздробленно, тогда нет в нем жизни (Епископ Феофан. Путь ко спасению, с. 131) 129
198.Действие благодати и противной силы (Епископ Феофан. Письма о христианской жизни, с. 216) 129
199.Храни со всевозможным тщанием дар Божий! (Епископ Игнатий. Сочинения. Т. II, с. 231) 129
200.Воссоздание Святым Духом (Епископ Игнатий. Там же, т. II, с. 320) 131
201.Приготовление сосуда. Воссоздание. Воссоединение ума и сердца и погружение в Бога (Епископ Игнатий. Там же, т. II, с. 319) 132
202.Слово великое о действиях Духа из уст грешника (Епископ Игнатий. Там же, т. II, с. 318) 133
203.Замена механизма не спешным произношением молитвы (Епископ Игнатий. Там же. Т V. Изд. 1905 г. С. 114) 134
204.Существенная, необходимая принадлежность молитвы — внимание. Без внимания нет молитвы (Епископ Игнатий. Там же, т. V, с. 115) 135
205.Что разрушает соединение ума с сердцем? (Епископ Игнатий. Там же, т. V, с. 116) 135
Как вниманием стать в сердце? 136
206. Уклонение внимания от сердца — есть уклонение от пути к Богу (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни, с. 153—155) 136
207. О трех образах молитвы (Епископ Феофан. Там же, с. 184—188) 136
208.Св. Лествичник изображает путь восхождения нашего к Богу под видом лествицы о четырех ступенях (Епископ Феофан. Там же, с. 194,195) 138
209.Страсти умаляются и укрощаются хранением сердца и вниманием (Епископ Феофан. О трех образах внимания и молитвы. Изд. 2,1894 г. С. 13) 138
210.В голове — толкучий рынок, там нельзя Богу молиться (Епископ Феофан. Собрание писем, IV, письмо 602) 139
211.Не может ум стоять и на едином помышлении о Боге, пока он в голове. Только когда ум сочетается с сердцем, можно ожидать успеха в памяти Божией (Епископ Феофан. Письма к разным ли-цам. С. 325-328) 139
212.Сойдите в сердце — и тотчас оцените себя! (Епископ Феофан. Тамже, с. 342) 140
213.Главное — надо стоять умом в сердце пред Господом (Епископ Феофан. Письма о христианской жизни. С. 59) 141
214.Уединение внутреннее (Епископ Феофан. Там же, с. 66) 141
215.Внимание держите не в голове и не на небе, а в сердце (Епископ Феофан. Собрание писем, IV, письмо 647) 141
216.Стой в сердце с верою, что и Бог тут же есть, а как есть, не соображай (Епископ Феофан. Там же, V, письма 896, 898) 141
217.Существо дела — умное Господу в сердце предстояние (Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. С. 227) 141
218.Сосредоточение внимания в сердце — есть исходный пункт должной молитвы (Епископ Феофан. Там же, с. 155) 142
219.На что указывает сведение ума в сердце путем дыхания? (Епископ Феофан. Там же, с. 210) 142
220.При молитве нужно, чтобы дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву (Епископ Игнатий. Сочинения, т. I, с. 266) 142
221.Молитва умная, молитва сердечная и молитва душевная; их определительное различие (Е.И. Там же, т. II, с. 218—219) 142
222.Стать вниманием в сердце и стоять там пред Господом в благоговении. Се — начало духовной премудрости! (Епископ Феофан. Письма к разным лицам. С. 340) 143
223.Что такое есть “болячка в сердце”, по слову старца Парфения? (Епископ Феофан. Там же, с. 365) 143
224.На языке пусть будет молитва Иисусова, в уме предзрение Господа пред собою, в сердце — жажда Бога. Когда все сие будет постоянно, тогда Господь подаст просимое (Епископ Феофан. Собрание писем, VIII, письмо 1338) 144
225.Высшее назначение молитвы есть углубление мысли и чувства к Богу. Когда придет сие, — душа утвердится сознанием в Боге и все начнет делать по Божьему (Епископ Феофан. Там же, VI, письмо 957) 145
226.Стоять в сердце умом пред Господом и молиться! (Епископ Феофан. Там же, V, письмо 902) 145
227.Уединение человека в самом себе не может совершиться иначе, как при посредстве внимательной молитвы, преимущественно же молитвы Иисусовой (Епископ Игнатий. Сочинения, т. I, с. 203, 204,208,210) 145
228.Существо дела — стоять умом в сердце, в этом чувственном сердце, но не чувственно (Епископ Феофан. Добротолюбие. Изд. 1889г. Т. V. С. 507.) 146
Борьба со страстями 147
229.Непрестанно призывать имя Божие есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их (Преподобный отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Изд. 1905 г. Ответ 421) 147
230.Много подвига и труда требуется в молитвах, чтобы достигнуть невозмутимого состояния мысли (Пр. Иоанн Карпафский. Добротолюбие, т. V, с. 268) 147
231.“Умное делание” и охранение его (Епископ Петр. О трезвении. Изд. 1904 г. С. 29) 147
232.Диавол получил доступ мысленно колебать разумную силу всякого человека; и не иначе можно оградиться от сего, как непрестанной памятью о Боге (Пр. Симеон Новый Богослов. Добротолюбие, т. V, с. 269) 147
233.Страсти — те же скорби, и уходят они от призывания имени Божия (Пр. Варсануфий и Иоанн. Ответ 301) 148
234.Забвение, разленение и неведение— суть три исполина, чрез коих действуют прочие злые страсти (Пр. Марк. Добротолюбие, т. V, с. 244) 148
Download

Войдите на сайт, чтобы увидеть полную информацию.

Как скачивать  ·   Правила трекера


_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.


Последний раз редактировалось: OlegZ (2017-08-30 01:33), всего редактировалось 1 раз
[Профиль]  [ЛС] 

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 30-Авг-2017 00:11 (спустя 10 минут)

[Цитировать] 

По сравнению с https://pravtor.ru/viewtopic.php?t=12946 улучшено качество передачи текста.

_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.
[Профиль]  [ЛС] 

OlegZ

Стаж: 12 лет

Сообщений: 571

Russia

post 30-Авг-2017 01:34 (спустя 1 час 23 минуты)

[Цитировать] 

Прямая ссылка на книгу

_________________
Мои раздачи на правторе Напишите письмо на olegz.pravtor@bk.ru. Это автоответчик. В ответ придет письмо с прямыми ссылками на файлы моих раздач на правторе.
[Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 28-Мар 16:35

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы