Loading...
Error

Святитель Марк Ефесский - Собрание творений [2010, DOC, RUS]

Ответить на тему
Статистика раздачи
   
 
Автор Сообщение

Karfagen

Стаж: 11 лет

Сообщений: 286

post 27-Янв-2013 16:53

[Цитировать] 

Святитель Марк Ефесский - Собрание творений
pic
Год выпуска: 2010
Автор: Святитель Марк Ефесский
Жанр: Святоотеческое наследие
Издательство: Веб-издательство "Святогор"
Язык: Русский
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 221
Житие святителя Марка Эфесского
Святитель Марк Евгеник, архиепископ Ефесский
19 января / 1 февраля
Святой Марк родился около 1391-1392 года в Константинополе. Родители его происходили из знатного и состоятельного рода. Отец был диаконом храма Святой Софии, Премудрости Божией. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святитель получил имя Мануил (Еммануил, что означает “с нами Бог”), в чем можно видеть пророческое предзнаменование его будущего значения для Церкви.
Первым наставником в науках и благочестии для Мануила стал его отец. Мальчик настолько преуспевал в учении, что еще в отрочестве изучил вместе с отцом риторику и математику. Лишившись отца на 13-м году жизни, Мануил не допустил лености и продолжил учение у знаменитых тогда профессоров в Константинополе - Иоанна Хортасмена и Георгия Гемиста Плифона. Благодаря крайней старательности, недюжинному уму и безупречной нравственности, будущий исповедник Церкви вскоре сам стал наставником, к которому стекался цвет молодежи. Высокие качества его души не могли остаться незамеченными. Мануил становится любимым духовным сыном Константинопольского Патриарха Евфимия (1410-1416), о духовной близости и любви к которому свидетельствуют составленные будущим святителем канон и стихиры после смерти архипастыря. Император Мануил II приближает его к себе в качестве доверенного лица и советника. Следующий император Иоанн VIII также глубоко почитал св. Марка, о чем можно судить по целому ряду сочинений, написанных святым по просьбе Царя, просившего дать ответы на трудные богословские вопросы, и исключительно высокому положению св. Марка среди греческой делегации на Соборе в Италии.
Итак, перед Мануилом открывалось поле для обогащения и сыскания всевозможных льгот благодаря его близости к императорам. Блестящая карьера простиралась перед ним. Но не этого искала душа человека, исполненного истинного любомудрия.
В 1418 году в возрасте 26 лет Мануил оставил столицу и отправился на один из островов, который был еще во владении Византии - Антигон, находящийся при входе в Никомидийский залив. Духовным отцом, который и постриг святого, получившего в монашестве имя Марка, был игумен Симеон. Этот великий духовный руководитель, о котором, к сожалению, более подробных сведений не имеется, повел святого Марка узким спасительным путем.
Жизнь на острове Антигон проходила в постоянном напряжении и тревоге, в ожидании турецких набегов. В этих условиях подвижникам было нелегко сохранять спокойствие, сосредоточенность и молчание. Поэтому вместе с духовным отцом Марк возвратился в Константинополь, избрав местом жительства знаменитую Манганскую обитель. Здесь скончался духовный старец, а впоследствии и доблестно окончивший течение своей жизни святитель Марк. В Манганской обители святой предался подвижничеству.
После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 году по воле императора св. Марк поставляется в митрополита Ефесского. Приняв Ефесскую митрополию, святитель недолго был со своей паствой. 24 ноября 1437 года в составе многочисленной делегации он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский собор.
Греки в основной своей массе отправлялись в Италию с душевным подъемом. Перед отъездом Патриарх Иосиф говорил, что они едут на Собор для заключения Унии, но ничего не уступят из тех традиций Святой Церкви, которые приняли, и готовы, если надо, умереть за них, ибо что может быть славнее мученического венца?! Увы, все сбылось совершенно иначе. Как известно, Патриарх вообще не вернулся в Константинополь, а умер во Флоренции, а Православие было предано и продано, и греки со скорбью и стыдом вернулись на Родину, а не победителями с духовными трофеями.
Собор по вопросу соединения Восточной и Западной Церквей был торжественно открыт в кафедральном храме Феррары 9 апреля 1438 года. Глава греческой делегации император Иоанн VIII Палеолог смотрел на Унию как на акт политический, позволявший Византии рассчитывать на помощь Запада в борьбе с турками. Император, итальянское влияние при дворе которого по причине брака с Софьей Монферратской было сильным, считал, что договориться с Западом не только возможно, но и необходимо. Поэтому он, призвавший в свои ряды такого выдающегося ревнителя Православия как святитель Марк, требовал избегать на Соборе острой полемики с латинянами по богословским вопросам. Он надеялся, что за туманными формулировками можно будет найти приемлемый для всех компромисс. Римский папа Евгений IV преследовал другие цели. Во-первых, он хотел с помощью Унии поднять свой престиж, пошатнувшийся в католическом мире в условиях противостояния с Базельским собором, а во-вторых, желал подчинить себе Православную Церковь. Поэтому он настаивал на скорейшем образовании комиссии, составленной из представителей обеих Церквей, которой было бы поручено выяснить пункты расхождения, исследовать их и наметить пути к заключению Унии. В комиссии, избранной после известного отлагательства, со стороны греков только святитель Марк Ефесский и митрополит Виссарион Никейский были официально уполномочены выступать в дискуссиях с латинянами. Причем из этих двух представителей, славящихся своей ученостью, св. Марк занимал первенствующее положение. Кроме того, святитель имел полномочия представлять Александрийский и Антиохийский Патриархаты.
Свою позицию перед началом работы комиссии св. Марк изложил в Слове римскому папе Евгению IV, написанном по просьбе кардинала Юлиана Цезарини от лица греческой делегации. Святитель жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от неизвестных Древней Церкви новшеств, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола. Слова этого обращения были немедленно доставлены кардиналом не только папе, но и императору Иоанну. Император, наивно полагавший обойти при заключении Унии острые богословские вопросы, был крайне недоволен и хотел даже отдать святителя на суд Синода. Но по ходатайству Виссариона Никейского и ряда других лиц оставил этот поступок без последствий. Между тем папа все настойчивее требовал греков объясниться, и, наконец, на третьем заседании комиссии католики сами предложили вопросы для обсуждения: 1) учение об Исхождении Святого Духа; 2) вопрос о неквасном хлебе для Евхаристии в католической церкви; 3) учение о чистилище; 4) примат папы римского.
Греки полагали, что вопрос о чистилище самый простой и сближение по нему скорей позволит сблизиться по другим позициям. Однако последующие прения по этому вопросу, во время которых неоднократно выступал святитель Марк Ефесский, ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года. Греческая делегация не согласилась принять догмат об очистительном огне, позволяющем грешникам, как учили латиняне, через временное наказание и очищение избегнуть вечной муки. Такой взгляд поставил бы под сомнение учение Церкви о посмертном воздаянии, соблазнив легковерные души “широким путем” спасения.
После того, как между православными и латинянами не было достигнуто соглашения по первому обсуждаемому вопросу - вопросу о чистилище, и первая попытка найти возможность сближения догматических позиций православных и католиков потерпела крах, прошло несколько месяцев в бездействии. Только 8 октября 1438 года произошло открытие новых переговоров по самому важному пункту расхождения между двумя Церквами - вопросу “Filioque" (“Filioque" - “и от Сына”; католическое учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). Латиняне настаивали на рассмотрении содержания самого учения о “Filioque", однако большинство греков во главе со св. Марком Ефесским требовали обсуждения самой законности какого-либо изменения Символа веры. В ходе обсуждения святитель Марк ссылался на Постановления Третьего Вселенского Собора, прямо запрещавшие подобные изменения и призывал латинян признать свои заблуждения. Однако католические ораторы, ощущавшие уязвимость своей позиции, применяли различные уловки, чтобы оправдаться. После множества заседаний, на которых выступил не один оратор, многие из греков пришли к выводу, что переговоры с латинянами ни к чему не приведут и лучше возвращаться в Константинополь.
В начале января 1439 года состоялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию. Флоренция стала местом, где, по выражению св. Марка, латиняне сбросили свои маски в отношении и даже в обращении с православными представителями. Православные греки оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся различным притеснениям, не имеющие средств для возвращения на родину, сознающие, в каком ужасном положении находится Византия. Им предлагалось фактически “продать” Православную Церковь за щедрую помощь и государству, и самим греческим делегатам на Соборе, вплоть до обещания направить крестовый поход против турок. Под влиянием всех этих обстоятельств единство греческих представителей, делавшее их сильными в Ферраре, распалось. Если в Ферраре святитель Марк Ефесский пользовался поддержкой митрополита Виссариона Никейского, а затем и Исидора Киевского, да и сам император был на стороне ревнителей Православия, то во Флоренции картина изменилась. Первоначальная тенденция греческих иерархов сохранить Православие во всей его чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают догматы, в которых расходятся с православными, сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определений. В итоге, приняв латинское учение о “Filioque", православные представители на Флорентийском соборе вынуждены были пойти на компромиссы и по другим вопросам. 5 июля 1439 года они подписали Флорентийскую унию. Святой Марк был единственным участником Собора, не поставившим своей подписи под актом Унии и фактически отстоявшим Православие. Последнее доказывается тем фактом, что римский папа, узнав о категорическом отказе святого Марка Ефесского подписать акты Собора, признал это полным провалом Унии.
Вместе с императором и иными представителями Православной Церкви на Соборе в Италии святитель Марк вернулся в Константинополь 1 февраля 1440 года. Будучи активным противником Унии святой 15 мая в тайне от императора покинул столицу и отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святитель Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Однако главным на данный момент он считал борьбу с Унией, поэтому продолжил в своих посланиях обличать греко-католиков и постановления Флорентийского собора. Особое значение имело написанное в июле 1440 года Окружное послание, обращенное ко всем православным христианам Востока. Это вызвало крайнее недовольство униатов и гнев императора, за что святой был арестован во время своего путешествия на Афон на острове Лимносе и пробыл в заключении 2 года, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений.
В 1442 году, в день памяти святых седми Ефесских отроков (4 августа или 22 октября), святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. В стихотворении по этому случаю архипастырь благодарит святых Ефесских отроков за предстательство и помощь.
Марк Ефесский вернулся в Константинополь, чтобы завершить начатое им дело борьбы за православие. «Он надеялся победить всех противников своих одною силою Истины, — вспоминает о нем один из участников тех событий. — Он знал, что Истина непобедима. Ее можно скрыть, но придет время и она воссияет». Византийский народ был против соборных постановлений. Пламенные проповеди святителя Марка везде находили восторженный отклик у простых людей. Согласно распоряжению императора Марк был арестован и заключен в крепость. Но это уже не помогло. Постепенно поднималась волна народного несогласия с принятой унией.
Епархии Константинопольской Церкви, находившиеся вне пределов Византийской империи, одна за другой отказывались от принятия унии. В числе первых была и Русская митрополия. Великий князь Василий Васильевич изгнал митрополита Исидора, подписавшего акт унии, из пределов Руси. Другие поместные Церкви Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская на соборе 1442 года решительно отвергли Флорентийскую унию.
Марку не пришлось дожить до того момента, когда уния и в самом Константинополе была отвергнута Православной Церковью. Он умер в 1444 году в возрасте 52 лет. А в 1450 году в присутствии трех Восточных патриархов был низложен униатский Константинопольский патриарх Григорий. Восторжествовало православие, борьбу за которое начинал когда-то на Флорентийском соборе один единственный святитель Марк Эфесский. Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего часа.
Оглавление
Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции
О Воскресении
Слово папе Евгению IV
О освящении Божественных Даров
Латинянин, или О прибавлении в Символе
Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции
Окружное послание против греко-латинян и постановлений Флорентийского собора
Послания
К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами
К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви
К Константинопольскому патриарху Митрофану
К настоятелю Ватопедского монастыря
К иеромонаху Феофану на Евбейском острове
К иеромонаху Феофану на Имврийском острове
Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу
Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне
Слово первое. Опровержение латинских глав относительно очистительного огня
Слово второе об очистительном огне
Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня
Силлогические главы против латинян
Ответы на вопросы латинян
Изречения из Св. Писания, Деяний Соборов и свв. отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына
О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов)
Эпиграмма на день семи отроков Эфесских, когда его освободили.
Слова по преставлении к Богу
Предсмертное завѣщаніе Георгію Схоларію.
Исповѣданіе святѣйшаго Митрополита Ефесскаго Марка Евгеника, произнесенное имъ при самой его кончинѣ.
Противъ тѣхъ, которые спрашиваютъ: зачѣмъ Богъ, сотворивъ человѣка лѣнивымъ на добро и удобопреклоннымъ на зло, потомъ наказываетъ его за грѣхи?
Назидательныя мысли.
Посланіе къ метонскому пресвитеру Георгію, противъ обрядовъ Римской церкви.
Отвѣтъ царю Іоанну Палеологу на его недоумѣнія, касательно нравственной немощи человѣка
Описание: «Путь к добродетели – бегство от мира – путь благой и краткий. Вожделевшему нетленного надлежит ни во что вменять всё тленное... Возненавидь настоящую жизнь, ибо видишь, как беспорядочно вращается её колесо. Не вожделевай благ, которыми пользование преходит и обладание утрачивается... Всему предпочитай душу, и путь добродетели потечёт тогда без труда, ибо всё тленно, а душа бессмертна. Тленному же надлежит предпочитать бессмертное».
Преподобный Нил Синайский
Download

Войдите на сайт, чтобы увидеть полную информацию.

Как скачивать  ·   Правила трекера



Последний раз редактировалось: Karfagen (2013-01-27 23:03), всего редактировалось 1 раз
[Профиль]  [ЛС] 

stepan-frunze

Стаж: 15 лет

Сообщений: 2563

Russia

post 27-Янв-2013 21:57 (спустя 5 часов)

[Цитировать] 

Спасибо!!
[Профиль]  [ЛС] 

igor2510

Стаж: 11 лет

Сообщений: 105

Russia

post 05-Июл-2013 14:01 (спустя 5 месяцев 8 дней)

[Цитировать] 

Спасибо!
[Профиль]  [ЛС] 

Bomg

Стаж: 10 лет

Сообщений: 1

Ussr

post 04-Фев-2014 17:50 (спустя 6 месяцев)

[Цитировать] 

Спаси Господь!
[Профиль]  [ЛС] 

Швецов Дмитрий

Стаж: 14 лет

Сообщений: 37

Russia

post 07-Фев-2014 07:06 (спустя 2 дня 13 часов)

[Цитировать] 

Труды свят.Марка Ефесского актуальны как никогда в наши дни, ибо крипто-католики поселились в нашей Матери-Церкви и готовят встречу Патриарха с папой-еретиком. Мы знаем, что таких встреч было всего две на протяжении истории Христовой Церкви, и эти две встречи принесли огромный урон целости Христианского мира. И когда католики чествуют память "святого" Иосафата Кунцевича, убившего тысячи православных христиан, когда униаты благославляют народ украинский на кровопролитную револющию, мы будем просить Бога и его угодника святого Марка, за наших братьев-малоросов, за избавление Русской Церкви от грязи католической!
[Профиль]  [ЛС] 

Andrusha.rus

Стаж: 14 лет

Сообщений: 348

Откуда: Владимирская область

Russia

post 19-Фев-2016 00:58 (спустя 2 года)

[Цитировать] 

Спасибо!

_________________
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. (Сол. 3,5)
[Профиль]  [ЛС] 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 06-Май 00:16

Часовой пояс: GMT + 4



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы