Псалтирь издревле привлекала к себе совершенно особое исключительное внимание учителей Церкви. В этой книге они видели сжатое повторение всего того, что содержится в Библии - историческое повествование, назидание, пророчество.
Cвятитель Василий Великий отмечает: "Всё, что есть полезного во всех книгах Священного Писания заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, даёт законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений, и каждый найдёт в ней с избытком то, что для него полезно". Об этом же говорит и святитель Иоанн Златоуст: "В Псалтири найдёшь ты бесчисленные блага. Ты впал в искушение? - Найдёшь в ней самое лучшее утешение. Впал в бедность или несчастья? - Увидишь там много пристаней... Если грехи твои повергают тебя в отчаяни, - там найдёшь для себя великое ободрение... Если ты поражён скорбию, услышишь утешение... Каждое слово там заключает в себе беспредельное море мыслей".
На славянский язык Псалтирь была переведена в IX веке святыми равноапостольскими Кириллом и Мефодием с греческого церковного текста и сразу же стала любимейшим чтением русского народа, главной учебной книгой в древней Руси.
Следует подчеркнуть, что церковнославянский язык Псалтири - мощный, образный, величавый, никогда не употребляемым в быту для выражения житейских нужд - призван выражать богословские истины, молитвенные движения души и тончайшие оттенки мысли. Он учит пониманию духовного смысла вещей и событий; возвышает человека, помогая ему взойти от обыденности в сферу высшего, религиозного чувства.
В святоотеческой традиции принято делить Псалтирь на 20 разделов - кафизм, каждая из которых, в свою очередь, делится на три подраздела, Славы. Стихословие очередной кафизмы начинается молитвословием: Приидите, поклонимся..., и заканчивается чтением положенных молитвословий и тропарей. Стихословие всей Псалтири также начинается и заканчивается чтением молитв.