И.М.Концевич. Оптина пустынь и её время. Год выпуска: 1995, репринтное издание
Издательство: Издательский отдел Владимирской епархии
Формат: PDF
Язык: Русский
Орфография: Русская, дореформенная
Размер: 12 Mb
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 471
Описание:
Книга И.М. Концевича «Оптина Пустынь и ее время» была и остается одной из лучших работ об Оптиной Пустыни. В ней передан высокий дух Оптиной Пустыни и ее старцев, их благотворное влияние на русское общество, русскую мысль и русскую литературу XIX-XX веков. Очень важно и то, что автор книги — талантливый и благочестивый человек, который застал еще старую Оптину, всю жизнь питался от ее животворных корней и сумел донести свой опыт общения с ее святыми старцами до нас.
Это не только исследование богослова, но и живое свидетельство многих очевидцев и яркий памятник русской духовной литературы XX столетия.
Фрагменты
Съ послѣдними днями ликвидаціи Оптиной Пустыни связанъ еще такой случай: совѣтской властью былъ туда присланъ нѣкій баронъ Михаилъ Михайловичъ Таубе, съ университетскимъ образованіемъ, протестантъ. Ему было предписано разобрать оптинскую библіотеку (впослѣдствіи распроданную большевиками заграничнымъ книгопродавцамъ). Когда Таубе пріѣхалъ въ Оптину и сталъ заниматься въ библіотекѣ онъ началъ ко всему присматриваться, познакомился съ о. Іосифомъ (Полевымъ), затѣмъ сталъ все болѣе и болѣе интересоваться Оптинской жизнью и ея старцами. Проникъ и къ о. Нектарію. Подробностей ихъ свиданія никто не знаетъ. Очевиднымъ остался только результатъ: Савлъ превратился въ Павла. Старецъ сблизилъ Михаила Михайловича со своимъ духовникомъ о. Досиѳеемъ — «старцемъ-отрокомъ», о которомъ еще будетъ рѣчь дальше, и съ о. Агапитомъ (другомъ старца Амвросія, глубокимъ старцемъ, дѣлателемъ Іисусовой молитвы, открывшимъ неправильное ученіе о молитвѣ Іисусовой въ книгѣ схимонаха Иліодора «На горахъ Кавказа»). Онъ вошелъ въ близкое общеніе съ о. Досиѳеемъ, принялъ православіе. Оставаясь на службѣ въ музеѣ, Таубе сталъ послушниникомъ о. Досиѳея. Былъ постриженъ въ Козельскѣ съ именемъ Агапита. Пока еще жилъ въ Оптиной, онъ помѣщался въ башнѣ, надъ той калиткой, которая вела въ скитъ. Въ его келліи лежала лишь одна доска — его ложе. Былъ дѣлателемъ Іисусовой молитвы. Онъ былъ въ ссылкѣ вмѣстѣ съ о. Досиѳеемъ и съ нимъ былъ возвращенъ въ Орелъ.