NikTorr
Стаж: 13 лет
Сообщений: 768
|
Диакон и смерть Из сборника рассказов «Глухой приход» Год выпуска: 2013 Автор: Сергей Иванович Гусев-Оренбургский Исполнитель: Протоиерей Константин Пархоменко Жанр: Повесть Издательство: Аудиокнига своими руками Тип: аудиокнига Продолжительность: 02:47:29 Аудио кодек: MP3 Битрейт аудио: 96 Kbps Описание: Дореволюционная деревня, бедные церковные приходы, трудная, выматывающая все силы до дна жизнь. Но какие светлые и колоритные типы! Какая энергия добра, непосредственности… Эти рассказы, которые при жизни автора широко публиковались в газетах и журналах, а также выходили отдельными книжками, и сегодня продолжают очаровывать читателя своей искренностью и простотой. Их герои – духовенство и миряне, как правило – сельские батюшки и их прихожане со своими насущными проблемами и внутренними кризисами, светлыми мечтами и суровой действительностью, радостями и горестями. Об авторе Русский прозаик, публицист.
Сергей Иванович Гусев-Оренбургский родился 23 сентября (5 октября) 1867 г. в Оренбурге в семье зажиточного казака.
Отец служил чиновником, одно время владел лавкой, но вскоре разорился. Мать — человек горячей искренней веры, воспитывавшая сына на житиях святых. Сергей Иванович обучался в гимназии (одновременно работая в лавке), позже — в духовных семинариях Оренбурга и Уфы (1884-1888). С детства увлекался чтением, на желание заняться литературным творчеством самому во многом повлияли книги Г.И. Успенского. По окончании Уфимской семинарии с 1893 г. стал сельским учителем, затем принял священный сан, служил в Мордовии, но в 1898 г. от сана отказался.
В 1890 г. в «Оренбургском листке» появился первый его рассказ – «сентиментально-трогательная история о слепом». В 1897-1900 гг. Гусев-Оренбургский становится профессиональным литератором, публикует очерки, фельетоны, рассказы в «Киевской газете», петербургском журнале «Жизнь» и периодике разных российских городов. В раннем творчестве автор выступает как бытописатель родного края - оренбургских степей и предгорий Урала. В повестях и рассказах о казаках создает образы хозяев бескрайних степей, людей волевых и гуманных. Немало рассказов посвящено описанию служителей церкви: как священников-просветителей, добрых и бескорыстных, так и лихоимцев, обирающих прихожан. Чаще всего в центре такого повествования – отношения пастыря с паствой: крестьянами и власть имущими.
Рассказы Гусева-Оренбургского отмечены основательным знанием изображаемой среды и бытовой достоверностью, но порой несколько однообразны. Повествователь остро воспринимает несправедливость и угнетение одних людей другими, внимателен к доброте и отзывчивости, присущим народу, но не обходит стороной и жестокость крестьянских нравов. Многие рассказы, посвященные деятельности и быту сельского и уездного духовенства, его умонастроениям, семейной жизни с ее ладом и противоречиями, порой мучительными, нередко смятенны, драматически сложны. В ряде произведений прослеживаются традиции пушкинских «Повестей Белкина», семейных хроник С.Т. Аксакова и Л.Н. Толстого, в особенности же — прозы Н.С. Лескова.
Гусев-Оренбургский жил исключительно литературным трудом, что побуждало к «многописанию» ради заработка. Нередко печатал свои рассказы дважды, а то и трижды под разными заглавиями. В начале Первой Мировой войны проживал в Москве, в 1916-1917 гг. — в Ялте. Работал в санитарных поездах, был на фронте. На события 1917 г. отозвался рядом рассказов. Октябрьскую революцию Гусев-Оренбургский принял как неотвратимый взрыв недовольства отчаявшейся бедноты. Писал агитационные стихи, в то же время предостерегая от слепой мстительности и уничтожения культурных ценностей. С 1918 странствовал по России; в 1921 г. выехал в Харбин, откуда позже вместе с женой Е.И. Хатаевой эмигрировал в США, объяснив отъезд невозможностью найти применение своему литературному труду в России. В эмиграции опубликовал ряд своих произведений, как старых, так и написанных после революции. Занимался редакторской работой. Намеревался вернуться в СССР, подавал об этом заявление М.И. Калинину, но ответа не получил.
Скончался писатель в Нью-Йорке в 1963 году.
|